Новости Отчет о поездке на месторождение Кизил – Дере от 02.04.2013г.

Отчет о поездке на месторождение Кизил – Дере от 02.04.2013г.

08.04.2013 14:26

 

 

Отчет о поездке на месторождение Кизил – Дере от 02.04.2013г.

 

 

М. Алимов

 

Собственно инициатором этой совместной поездки является Махачкалинская межрайонная природоохранная прокуратура (ММПП).

Точнее, следующий абзац письма ММПП адресованный мне «В ходе рассмотрения Вашего обращения прокуратурой дано поручение Управлению Росприроднадзора по РД о проведении обследования территории месторождения Кизил – Дере совместно с Филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по РД» с подготовкой соответствующего заключения об экологическом состоянии названного месторождения».

 

 В связи с тем, что в своем Обращении к Прокурору Республики Дагестан от 25. 01.2013г. указывал  кроме месторождения Кизил – Дере еще 16 рудопроявлений, где также не проведены консервационные работы, а про них ММПП ни чего не сообщала, вынужден был обсудить данный момент с Р. Рабадановым  руководителем Управления Росприроднадзора по РД. То – есть провели совместное телефонное обсуждение, где участвовали я, руководитель Росприроднадзора по РД и начальник отдела геологического контроля и охраны недр. Я спрашиваю, будут ли отбираться пробы на анализы от рудопроявлений и сообщаю о проблемах которые могут возникнуть, и предлагаю на мой взгляд наиболее оптимальный вариант – это осуществить отбор проб после месторождения Кизил – Дере  от рудопроявлений  Хновское Юго- восточное и Хновское Северо-западное.  Кроме того предложил, что не плохо было-бы привлечь к участию в обследовании и Главу СП (сельского поселения) Хнов, так -  как  обследуемые объекты находятся на территории СП. С этим предложением Росприроднадзор по РД согласился и выдвинул встречное предложения, чтобы и я тоже принял участие в проводимом обследовании, на что я дал согласие. А вот на счет отбора проб и  от рудопроявлений Росприроднадзор по РД отказался, ссылаясь на то, что в представлении указано о проведении обследования только по месторождению Кизил – Дере. 

Рано утром 02.04.2013г. мы в составе:  Я - М. Алимов  президент фонда «Лезгины», А. Абдуллаев директор  «ЦЛАТИ по РД», Р. Хизриев инженер «ЦЛАТИ по РД» и М. Абдуллаев начальник отдела геологического контроля и охраны недр (далее я или М. Алимов, А. Абдуллаев, Р. Хизриев и М. Абдуллаев) выехали на месторождение Кизил – Дере. При этом у А. Абдуллаева, (он впервые посещал территорию месторождения)  был еще один интерес – это взятие на учет юр. лиц Ахтынского района оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду и заключение с ними договоров по оплате (в том число и с СП Хнов). У меня также был свой маленький интерес – это отвезти в Ахты  очередную партию вещей (набралось большая сумка) которых закупил за зиму, чтобы летом осуществлять более с удобствами обследования в горах.

Итак, едем, и в пути началось обсуждение поездки, «виновником» которого считали меня,  а не ММПП, при этом мы разговаривали профессиональным «жаргоном», то есть если задавался какой то вопрос, то все остальные прекрасно понимали какие объемы работ и т.д. стоит за ним.

Первым высказался Р. Хизриев суть высказывания, которого выражалось в следующем – ну хорошо приехали, отобрали пробы и получили те же или очень близкие с ранее проведенными анализами результаты, тогда спрашивается – зачем мы едем и опять отбираем пробы, когда и без этой поездки результат давно известен (загрязнение окружающей среды от штольневых сливов и отвала проходческих пород) происходило  все эти годы происходит и сейчас, это установлено  и это в то время когда у нас без этой поездки полно плановых обследований?        

Для пользователей сайта поясняю. В 2011 г. когда мною (обратите внимание не ООО «РосИнвест» у кого тогда была лицензия на освоение месторождения Кизил – Дере ни федеральными уполномоченными органами государственной власти)  было обнаружено самовозгорание отвала проходческих пород, я обратился в Росприроднадзор по РД для принятия мер. Вот тогда – то в течение полу года ЦЛАТИ по РД по поручению Росприроднадзора по РД в присутствии и меня проводил внеплановые обследования, которые завершились, в том числе и подсчетом ущерба нанесенного окружающей среде. Поясню кратко,  как они проводятся. Отбор проб штольневых сливов с составлением паспорта пробы с описанием времени, даты, температуры, координат точки отбора пробы через GPS, объема  и т. д… Аналогично отбор проб стекающих от отвала проходческих пород и отбор проб с отвала. Кроме того отбор проб воды из речки Кизил – дере, это 500 м выше точек штольневых сливов, 500 м после смешения штольневых сливов с водами речки Кизил – дере. Речка Кизил – дере втекает в реку Ахты – чай. 500 м выше места втекания речки Кизил дере в Ахты –чай из реки Ахты-чая и 500 м ниже места втекания. Кроме того во всех этих местах также отбираются пробы донных отложений. Как видите за одним словом «обследование» кроется довольно большое количество отобранных проб на анализы, которые уже проводятся в лаборатории. Т.е. после специальной подготовки проб проводятся анализы каждой пробы на атомно – сорбционном спектрографе с установлением содержания в пробе 50 элементов (таблицы Д.И.Менделеева). Потом уже обработка результатов и подсчет ущерба в соответствии с утвержденными методиками.  К высказыванию Р. Хизриева присоединился А. Абдуллаев, который сказал, что объем внеплановых обследований, которые они провели по поручениям ММПП и Росприроднадзора по РД  давно перевыполнен и им в дальнейшем, проводить такие «бесплатные» (лимит Росприроднадзора по РД на проведение внеплановых обследований за этот год уже перевыполнен), обследования нет ни какого резона.

Мне ничего не оставалось, как сообщить, что я в своем Обращении к Прокурору РД от 25. 01.2013г. довольно подробно осветил момент касательно происходящего в течение многих десятилетий загрязнения ионами тяжелых металлов от месторождения Кизил – Дере. Указал и показал, что это давно установленный факт. Указал, что на месторождении и на тогда выявленных 16  рудопроявлениях  не проведены консервационные работы. Указал и ответственного – Дагестаннедра. Приложил также и приказ Роснедра от 04.09.2012г. «О прекращении права пользования недрами», где п.3 Дагестаннедра (Багатаеву Р.М.) предписывалось организацию консервационных работ, которые должен был провести ООО «РосИнвест» и этот приказ ко времени подачи моего обращения также не был исполнен.  Я не в курсе, из каких соображений исходил ММПП когда дал поручение Росприроднадзору по РД на проведение этого обследования только по месторождению Кизил – Дере, но мне известно, что по получению моего Обращения ММПП сперва обратился в Росприронадзор по РД за заключением по Обращению. Заключение они получили, где Росприроднадзор по РД, в том числе подтвердил и указал, что организация проведение консервационных работ обязанность Дагестаннедра. Далее я сообщил, что мне известно, что ММПП запросил из Росприроднадзора по РД материалы по проведенным анализам  в 2011 г. и они тоже были представлены. И тут мы от М. Абдуллаева, который общался с ММПП по Обращению, узнаем одну из возможных причин – Дагестаннедра (Багатаев Р.М.) категорически отрицает факт загрязнение ионами тяжелых металлов  водных ресурсов от месторождения Кизил – Дере. (Получается, по Багатаеву, на месторождении, отвале, и в 16 не законсервированных рудопроявлениях не протекают процессы окисления полезных ископаемых с преобразованием их в купоросы которые растворяются в подземных грунтовых водах  и  из штолен стекают не сливы с ионами тяжелых металлов, а родниковая вода питьевого качества). Были у М. Абдуллаева предложения и в отношении моей деятельности, то есть на его взгляд я должен свои обращения в Прокуратуру РД или в другие государственные органы  предварительно  согласовывать с Главой СП Хнов, потом с Главой МР Ахтынский р-он и только потом у меня возникает право на  Обращения. К сожалению М. Абдуллаев со своей вертикалью гражданской службы пока не понимает, что это не только право НКО, но и Конституционное право  любого гражданина, продублированное во многих Законах.  

Итак, приехали в Ахты, зашли к новому Главе МР Ахтынский р-он М. Рамазанову (интерес А. Абдуллаева), сообщили, зачем приехали и поехали в Хнов. У моста через реку Ахты – чай в с. Хнов встретились с Главой СП Хнов Э. Махмудовым и вместе с ним поехали на обследование месторождения Кизил – Дере.    

Ниже представляю фотографии, осуществленные мною в ходе обследования, иногда с небольшими комментариями и пояснениями.    

 


Вид Правосторонней залежи месторождения Кизил – Дере.  На котором виден обвалившейся вход  штольни № 1 с изливающемуся из под камней обвала штольневыми сливами в речку Кизил – дере и остатками проходческих пород выкинутых в ложе речки.  Вход в штольню № 3 и отвал проходческих пород выкинутых в ложе речки. Вход в штольню № 8 на высоте 50 м  от штолен №№ 1 и 3 и отвал проходческих пород от него выкинутых в ложе речки.

 

 

 

Вид одного из  участков ложа речки Кизил – дере с втекающими в него штольневыми сливами.

 

 

 

 

Вид стекающих штольневых сливов от штольни № 4 Левосторонней залежи месторождения Кизил – Дере. Слева Глава СП Э. Махмудов, справа М. Абдуллаев  начальник отдела геологического контроля и охраны недр Росприроднадзора по РД.

 

 

 

Директор  «ЦЛАТИ по РД» А. Абдуллаев (участвовал в обследовании впервые), осматривает территорию загрязнения штольневыми сливами от штольни № 4 Левосторонней залежи месторождения Кизил - Дере, перед тем как они сливаются в речку Кизил – дере.

 

 

 

 

Я на фоне стекающих  от штольни № 4 сливов, чуть выше виден обвалившийся вход в штольню.

 

 

 

 

Директор  «ЦЛАТИ по РД» А. Абдуллаев «задумался» очевидному, словам Р. Багатаева,  что загрязнения нет,   и моим словам, что сливающиеся штольневые сливы, состоящие из ионов тяжелых металлов,  являются ядами для всего живого, решил проверить на себе, сделав маленький глоточек из сливов. Сколь я его не уговаривал, он поступил по своему, и сразу начал жаловаться на жжение во рту, в горле и т.д., пришлось пояснить, что ионы тяжелых металлов, проникая через мембраны живых клеток, осуществляют коагуляцию белков. То - есть, он убил поверхностный слой клеток во рту и горле, соответственно получил химический ожог, оттуда и неприятные ощущения и жжение. Кстати жаловался он на жжение время от времени целый день, пока мы были вместе, но думаю, таким экспериментом на себе,  убедился в том, что сливы от штолен не должны попадать в природную среду. Общий вывод эксперимента А. Абдуллаев  выразил следующими словами – «Ты прав в своих требованиях проведения консервационных работ и я  присоединяюсь к этим требованиям».

 

 

 

 

Сливающиеся штольневые сливы объемом 4 л/сек и загрязненные  сливами  ложе речки Кизил – дере.

 

 

 

 

Вид другого участка со сливающимися сливами.

 

 

 

 

М. Абдуллаев и Э. Махмудов обсуждают проблему…

 

 

 

 

Р. Хизриев инженер «ЦЛАТИ по РД» по ложе речки Кизил – дере направляется к точке отбора проб воды.

 

 

 

 

Р. Хизриев осуществляет регистрацию отобранной пробы от штольни № 4.

 

 

 

 

 

 

 

Эта маленькая речка Кизил – дере, в паводок несет камни и такого размера.

 

 

 

 

 

Вид входа в штольню № 9 Левосторонней залежи месторождения Кизил - Дере и проходческих пород выкинутых в ложе речки Кизил – дере.

 

 

 

 

Мы всей группой около обвалившегося входа штольни № 1. Обращаю внимание, количество сливов  от штольни по сравнению с тем, что стекало раньше все эти годы (4 л/сек) в том числе в 2011г. и позже при моем посещении в 2012 г. резко сократилось. Кроме того, сток сливов происходит от верха «воображаемого» размера штольни № 1 (штольни 1 и 3 прорыты на одинаковом уровне – 1842 м). Учитывая то, что вход в штольню № 3 перекрыт вертикальным обвалом пород,  а от штольни № 1  истекает мало сливов. Это означает, что штольни № 1 № 3 (они соединены между собой на расстоянии 50 м от входов),  как отстойники заполнились шламом с ионами тяжелых металлов. Соответственно пошел процесс заполнения подземными грунтовыми водами Правосторонней залежи месторождения Кизил – Дере,  которое может стать угрозой прорыва и залпового сброса всего шлама накопившегося в штольнях в речку Кизил – дере.       




 

Вход в штольню № 3 Правосторонней залежи месторождения Кизил – Дере.


 

 

 

 

 

Штольня №3, на расстоянии приблизительно 20 м видно НДО и обвал, перекрывший слив из штольни.   

 

 

 

 

 

 

 

Вид самовозгоревшегося участка проходческих пород выкинутых в ложе речки Кизил – дере из штольни №3. 

 

 

 

 

 

Вид  с отвала проходческих пород Правосторонней залежи месторождения  долины Кизил – дере выкинутых из штолен № 1 и №3. Вдали виден слив от штольни № 4 Левосторонней залежи месторождения.

 

 

 

 

 

 

Вид другого участка отвала со смесью купоросов (железного, медного, цинкового и т.д.) преобразовавшихся из минералов Пирита, Халькопирита, Сфалерита и т. д., в ходе окислительных процессов в отвале и лежащих на поверхности отвала. Вымываемые атмосферными осадками и стекающими в отвал подземными грунтовыми водами, которые стекают в речку Кизил – дере.

 

 

 

 

 

Вид с отвала на участок отселка с. Хнов , на территории Левосторонней залежи месторождения Кизил – Дере.

 

 

 

 

 

Вид отвала проходческих пород выкинутых в ложе речки Кизил – дере от штольни № 8.

 

 

 

 

Слив от не законсервированной скважины в речку Кизил – дере, на территории Правосторонней залежи месторождения Кизил - Дере. 

 

 

 

 

 

На этой фотографии «наглядно» видна и врезка в скважину для слива времен проведения геологоразведочных работ.

 

 

 

 

 

 

Судя в основном на белый цвет слива, скважина «дошла» до цинкосодержащих руд.

 

 

 

 

 

Так выглядит слив от не законсервированной скважины в районе втекания в речку Кизил – дере.

 

 

 

 

 

Вид на долину Кизил – дере с вертолетной площадки времен проведения геологоразведочных работ. Как видите  на всей территории  Левосторонней залежи месторождения Кизил – Дере проживают жители отселка с. Хнов.

 

 

 

 

 

Вид на долину реки Ахты – чай вдали видно селение Хнов.

 

 

 

 

 

Здесь и ниже мы на фоне долины Кизил – дере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

© 2010 Фонд лезгины.
За достоверность публикуемой пользователями информации администрация Фонда ответственности не несет.
При копировании материалов ссылка на lezghins.com обязательна.

Разработка сайтов в Махачкале