Новости Интервью М. Алимова газете АИФ Дагестан

Интервью М. Алимова газете АИФ Дагестан

16.07.2013 13:34

 

 

В газете «Аргументы и Факты» № 27 (1704) от 3 – 9 июля 2013г. в Региональном приложении АиФ Дагестан, на стр. 14 опубликовано интервью президента фонда «Лезгины» озаглавленное – «Заступник медной горы», ниже представляем текстовую перепечатку  статьи. Алав Алиев

 

Заступник медной горы

Мирзабек Алимов не устрашился ни депутатов, ни олигархов

     Всего в 35–ти километрах к юго-западу от районного центра Ахты, на высоте более 2-х  тысяч метров над уровнем моря, вдоль берегов речки Кизил – Дере, до ее впадения в Ахты-чай, тянутся крупные залежи меди и цинка. В советские времена геологи проводили здесь изыскательские работы – бурили скважины, прокладывали штольни. А потом в одночасье все забросили. И все это время, а это почти полстолетия, из незаживающих ран Золотой долины – Кизил-Дере, вместе с талыми водами и дождями стекают желто-красного цвета ручьи окислившихся металлов.

   Казалось бы, спустя столько лет, вряд ли кому-либо взбредет в голову тревожить старые раны Кизил-Дере. Но о ней не забыли, и вокруг рудников разгорелась почти детективная история. Одним из главных героев этой истории был, несомненно, председатель культурно-просветительского фонда «Лезгины» Мирзабек Алимович Алимов.

      Вердикт Алимова

       - Я ведь дипломированный эколог, - рассказывает М. Алимов. – Будучи на государственной службе, многие годы занимался проблемами охраны окружающей среды. О Кизил-Дере, как и вся ахтынская детвора, я знал с малолетства: и о медном руднике, о шахтах в чреве гор, изливающиеся в реку Ахты-чай. Мог ли я тогда себе представить, что спустя многие годы именно Кизил-Дере станет чуть-ли главным делом моей жизни?

       В бытность председателем правительства республики Абдуразака Мардановича Мирзабекова, к нему письменно обратился президент крупной американской горнодобывающей компании – некий господин А. Островский, бывший наш соотечественник, который просил позволить его предприятию начать освоение  медно-колчеданного месторождения Кизил-Дере в Дагестане. Абдуразак Марданович тут же поручил НИИ природы подготовить заключение – каковы могут быть экологические последствия, в случае начала разработки месторождения. Исполнять поручение премьера было поручено мне. Здесь, видимо, сыграли роль не столько мои профессиональные качества, а то, что я сам родом из тех мест. Кроме того, во всем комитете единственный компьютер находился в моем кабинете.

     Знакомство с документами геологоразведочных партий советского времени ужаснули Алимова. С апреля 1964-го по октябрь 1983-го года только на Кизил-Дере было пробурено более 300 скважин, пройдено 18 километров штолен. Осуществлен сброс в окружающую среду более 200 тысяч тонн проходческих пород, в том числе 43 тысячи тонн смеси купоросов – медного, железного, цинкового, почти добрая половина таблицы Менделеева. По завершении геологоразведочных работ никаких консервационных, рекультивационных работ горных выработок, скважины, а также территорий не проводились. В результате сброса штольневых сливов ежегодно в Ахты-чай, приток Самура, попадает 5-6 тысяч тонн ионов тяжелых металлов. А ведь именно эту воду употребляет все местное население!

         После несложных математических подсчетов, сделанных Алимовым, становится очевидным – разработка месторождения в районе водосбора рек Ахты-чай и Самур – верный путь к масштабной экологической катастрофе, которая может погубить весь Южный Дагестан. Ознакомившись с экспертным заключением ученного, правительство республики решает отказать заморскому бизнесмену в выдаче лицензии на добычу меди и цинка в Хнов-Борчинском рудном районе Дагестана.

      Справка «АИФ» Геологоразведочные работы в 60-80-е годы прошлого столетия проводились не только в Ахтынском районе, но и в Аваро-Андийском рудном районе республики. Это рудопроявления Нуцурако, Калакорский, Тунсариборский, Мачхалорский и др., чьи вредоносные стоки попадают в Аварское и Андийское Койсу, притоки Сулака.

       Думские агитаторы

       Долгая тяжба и переписка Мирзабека Алимова с федеральными и региональными природоохранными структурами с целью принудить их начать наконец-то проведение консервационных работ на Кизил-Дере в августе 2006-го года приобретает совершенно неожиданный поворот. В газете «Дагестанская правда» Дагестаннедра публикуют объявление о проведении аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи медно-колчеданных руд на данном месторождении. Нарушая установленные законодательством сроки, всего через две недели победителем аукциона и обладателем лицензии объявляется некое ООО «РосИнвест», с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, зарегистрированное в Екатеринбурге. Кроме прочего, нарушаются не только сроки проведения аукциона, но и игнорируются требования о проведении в таких случаях предварительной государственной экологической экспертизы, грубо попираются и другие положения закона.

       Правда это были годы, когда в республике радовались любому инвестору, хлебосольно принимали и на многое закрывали глаза. Но в нашем случае все оказалось довольно запутаннее. По заявлению М. Алимова прокуратура опротестовала результаты аукциона и добилась через местный суд отзыва лицензии у «РосИнвеста». Проигравшая сторона подала апелляционную жалобу в суд города Ессентуки. В процессе слушания стало очевидно, что реальным обладателем Кизил-Дере на самом деле желает стать хорошо известное ЗАО «Русская медная компания» в лице его президента – господина Левина, а «РосИнвест» не более чем «подставная утка», с которого в случае возникновения форсмажорных обстоятельств нечего будет спрашивать. Поверенным РМК,  выступивших в суде в роли адвокатов истца, удалось убедить судей в законности получения лицензии – и жалоба была удовлетворена.

       Спустя менее года, а если быть точнее – 18 мая 2007-го года, руководство РМК в лице того же самого Левина, который на запросы УФАС по РД отвечал, что его компания к получению лицензии никакого отношения не имеет, неожиданно объявилось в Ахтах. Сопровождала миллиардера большая депутатско-чиновничья рать во главе с председателем Комитета по экологии Государственной думы РФ Владимиром Грачевым. Привечал почетных гостей его заместитель по Комитету, уроженец здешних мест – депутат Госдумы А. Нюдюрбеков.

       Единственно, чего желала столь внушительная делегация, - это получить согласие местных жителей на строительство подземного рудника и обогатительной фабрики. Был, правда, в повестке встречи с активом района и еще один вопрос – о поддержке инициативы создания Самурского государственного заповедника. Только о заповеднике в продолжении пяти часов, пока шел разговор, благополучно забыли.

         Один из участников той встречи, заведующий лабораторией региональной геологии и минерального сырья Института геологии ДНЦ РАН Владимир Мацапулин, вспоминает: «Не дали слова ни одному геологу. Ведь отходы от горного производства Кизил-Дере составили бы десятки миллионов тонн. Это не мирные вещества – пирит и пирротин. Последний в воздухе очень быстро окисляется и в итоге мы получаем серную и сернистую кислоту, сульфаты… Вариант  хранения отходов в герметичном хранилище над рекой, о чем говорили представители РМК, крайне опасен. В случае землетрясения вся эта отрава оказалась бы в реках Юждага. Меня откровенно удивили масштабы пиар - кампании, пригласили даже Грачева».

            Каким образом главный парламентский эколог оказался в Ахтах, стало достоянием гласности благодаря все тому же Мирзабеку Алимову. За месяц до приезда в Дагестан президент «РосИнвеста», получающий зарплату в РМК,  подписывает договор с Московским научно – исследовательским институтом экологических проблем, согласно которому  исполнитель, то бишь институт, обязуется обеспечить информационно – аналитическое и экспертно – правовое сопровождение на стадии разработки и подписания декларации о намерениях строительства рудника и обогатительной фабрики на медном месторождении Кизил-Дере. За выполнение работы заказчик уплачивает исполнителю 3 миллиона 540 тысяч рублей. Так вот, руководителем того самого института является никто иной, как депутат Госдумы, председатель Комитета по экологии нижней палаты парламента В. Грачев.

         С того памятного ахтынского вечера минуло еще шесть лет. Заявления в прокуратуру, иски в суды, результаты экспертиз, запросы, акты, петиции… занимают теперь не одну папку в рабочем столе Мирзабека Алимова.  И за каждой из них уйма потраченных сил, нервов, здоровья. Наконец в сентябре 2012- го года руководство Роснедра, поддавшись на настойчивые требования изрядно им докучавшего письмами дагестанского эколога, отправляет в Ахты комиссию. Впрочем, московским чиновникам находится там долго не пришлось. Ничего, кроме чарующей природы и пробуренных еще в советские времена штолен, они не обнаружили. Лицензия, выданная в 2006-ом году ООО «РосИнвест» на разработку месторождения Кизил-Дере, была тут же отозвана. Никто это решение оспаривать не стал.

      Опасность не миновала

      Но Мирзабек Алимов не спешит трубить в фанфары. Он, как никто другой, понимает, что с уходом «РосИнвеста» с Кизил-Дере месторождение не стало менее опасным для местного населения. Как и прежде, из не ликвидированных штолен и скважин ежедневно происходит сброс подземных пластовых вод с высокой концентрацией ионов тяжелых металлов и на прямую объемом 2-4 литра в секунду стекает в речку Кизил-Дере и дальше в Ахты-чай, приток Самура.

      Махачкалинская межрайонная природоохранная прокуратура в минувшем месяце уже потребовала соответствующие природоохранные ведомства устранить недостатки. Но учитывая, какой огромный объем работ предстоит при консервации и рекультивации месторождения, требующих многомиллионных затрат, осилить эту задачу усилиями лишь Дагестанского управления Роснедра практически невозможно. Лишь включение объекта Кизил-Дере в Федеральную целевую программу «Экологическая безопасность России» дает надежду на очищение вод рек Южного Дагестана.

 

 

© 2010 Фонд лезгины.
За достоверность публикуемой пользователями информации администрация Фонда ответственности не несет.
При копировании материалов ссылка на lezghins.com обязательна.

Разработка сайтов в Махачкале