Новости 25.09.2013г. в Махачкале прошла конференции посвященная Году охраны окружающей среды.

25.09.2013г. в Махачкале прошла конференции посвященная Году охраны окружающей среды.

25.09.2013 23:25

25 сентября 2013г. в Махачкале прошла конференции посвященная  Году охраны окружающей среды. На этой конференции с докладом «Влияние техногенных объектов  Хнов-Борчинского рудного  района на водные ресурсы и среду обитания  в Южном Дагестане» выступил президент фонда «Лезгины» Алимов М.А.,

 которого в ходе открытого голосования избрали одним из делегатов от Республики Дагестан на IV Всероссийский съезд по охране окружающей среды, который состоится в Москве 2-4 декабря 2013г.

              Ниже представляю текст доклада.

Влияние техногенных объектов  Хнов-Борчинского рудного  района на водные ресурсы и среду обитания  в Южном Дагестане

Алимов М.А. президент фонда «Лезгины»

В Южном Дагестане в верховье реки Ахты-чай  в Хнов-Борчинском рудном районе с апреля 1964 года по октябрь1983года Управлением «Севкавгеология» проводились геологоразведочные работы, в ходе которых были проведены поисково-оценочные исследования с проведением горнопроходческих работ на следующих объектах:

Фий-2. Рудопроявление с промышленными концентрациями меди и непромышленными концентрациями свинца и цинка.

Фий-1. Рудопроявление с промышленными концентрациями сульфидов железа и непромышленными концентрациями меди, свинца и цинка.

Гдымское. Рудопроявление с непромышленными концентрациями меди, свинца и цинка.

Туннельное. Рудопроявление с промышленными концентрациями меди и кобальта.

Сурачайское. Рудопроявление с промышленными концентрациями меди.

Серное медное. Рудопроявление с промышленными концентрациями меди.

Серное полиметаллическое. Рудопроявление с промышленными концентрациями сульфидов железа, цинка, свинца.

Хновское Юго-восточное. Рудопроявление с промышленными концентрациями сульфидов железа, цинка и непромышленными концентрациями меди и свинца.

Хновское Северо-западное. Рудопроявление с промышленными концентрациями сульфида железа.

Огалматхетское медное. Рудопроявление с промышленными концентрациями меди.

Огалматхетское полиметаллическое. Рудопроявление с промышленными концентрациями свинца и цинка.

Борч-1. Рудопроявление непромышленными концентрациями меди.

Борч-2. Рудопроявление с промышленными концентрациями меди.

Мицератхетское. Рудопроявление с промышленными концентрациями меди.

Галагатхетское. Рудопроявление с промышленными концентрациями сульфидов железа и меди и непромышленными концентрациями свинца и цинка.

Южная аномалия. Кварцевые штокверковые зоны, жилы и линзы с гнездами и вкрапленностью сульфидов.

Месторождение Кизил-Дере. Выполнены в полном объеме геологоразведочные работы по определению в рудных телах промышленных концентраций сульфидов железа, цинка и меди.

В указанном районе, обнаружены ряд генетически близких рудных формаций (субформации): колчеданно-полиметаллических, пиритовых, пирротиновых, халько-пиритовых и др. руд, в том числе и с минералами кобальта (кобальтином), (1.).

На вышеперечисленных рудопроявлениях и месторождении Кизил-Дере проведены разведочные, поисково-оценочные работы с установкой буровых скважин, штолен и системами рассечек.

Только на месторождении Кизил – Дере, в ходе предварительных и детальных  разведочных работ было пробурено 333 буровых разведочных скважин – 100004 погонных метров, а штолен с системами рассечек и камерами сечением 3,8-4,2 кв. метра на трех уровнях в поверхностной части месторождения Кизил – Дере, на Левосторонней и Правосторонней залежах пройдено 18 километров. В том числе 5% проходки, пройдено через обнаруженных в месторождении 10 рудных тел, мощность которых местами составляет  35 и более метров.

Однако, по завершении геологоразведочных работ на объектах антропогенного (техногенного) происхождения Хнов-Борчинского рудного района никакие ликвидационные, консервационные и рекультивационные работы проведены не были. Не проведены они и по сегодняшний день.

Согласно данным геологической разведки (2.), состав вмещающих рудные тела пород на месторождении Кизил - Дере характеризуется следующим фоновым содержанием некоторых химических элементов: свинца - 0,0024%, цинка – 0,006%, меди – 0,006%, молибдена- 0,000074%, кобальта- 0,0019%, никеля – 0,0026%, мышьяка – 0,00084%, бария – 0,018%, стронция – 0,01%, олова – 0,00007%.

В составе руд резко преобладают сульфиды железа, меди, свинца и цинка. На долю моносульфида железа (пирротина) приходится до 40% руд. Обладая избытком серы по отношению к железу, минералы пирит и пирротин склонены к интенсивным гипергенным изменениям даже при незначительном повышении окислительного потенциала среды с образованием сульфатов, гидроокислов железа и серной кислоты. Реакции окисления пирита проходят с большой скоростью и интенсифицируют процессы окисления ассоциирующих минералов.

 В рудах месторождения, наряду с основными рудообразующими элементами - медью, цинком, свинцом и серой отмечены значительные концентрации мышьяка (до 0,004% в сфалерит – пиритовых рудах массивной текстуры).

 Итак, рассмотрим реакции  окисления и выщелачивания протекающие в горных условиях, при безвозвратных потерях полезных ископаемых, в т.ч.  в месторождении Кизил-Дере (и в выкинутых проходческих породах) на примере только четырех, но основных сульфидных рудообразующих минералов (пирита – FeS2,          пирротина – FeS, халькопирита – FeCuS2 и  сфалерита - ZnS). Реагируя с  кислородом  воздуха, поступающего в штольни, во  влажной среде подземных грунтовых вод происходит преобразование минералов в купоросы, а также  процессы выщелачивания  в подземных грунтовых водах образовавшихся купоросов.  Все эти продукты химических реакций сбрасываются со штольневыми сливами в речку Кизил-Дере, далее в реки Ахты-чай и Самур.

 Кроме того происходят процессы движения или циркуляции растворов по месторождению, которые приводят к обогащению или вторичному пере отложению минералов, в т. ч. и ново образующихся веществ (минералов) во времени, простиранию и объему залежей, рудных тел и вмещающих пород месторождения.

 Имеют место биогидрометаллургические процессы, в которых  принимают участие  серобактерии, тионовые бактерии, железобактерии, литотрофные  микроорганизмы, термофилы и азотобактерии,  взаимодействующие с аммонийными солями, содержащимися в подземных грунтовых водах. Влияние этих взаимодействий  на местную бионту,  никто не изучал.

 Представляют большой интерес процессы, протекающие в месторождении между самими минералами, между минералами и новообразованиями, а также между новообразовавшимися веществами.  Каждый из них  имеет определенный потенциал, создающий  разность окислительно-восстановительных потенциалов. В результате этого на данной территории  протекают процессы,  аналогичные реакциям, идущим в гальваническом элементе, где металл (вещество) с более, отрицательным потенциалом вытесняет из раствора металл (вещество) с  положительным потенциалом, а сам при этом переходит в раствор.

 Происходят процессы растворения в подземных грунтовых водах соединений (солей, оснований и газообразных веществ) или процессы ионизации, когда растворение в воде одних соединений вызывает ионизацию других соединений,  находящихся в воде. Соответственно увеличение концентрации определенных веществ или компонентов раствора, смещает состояние химического равновесия в определенном направлении, например в сторону образования или растворения осадка, влияние рН среды, каталитических процессов и т. д.

Нуждаются в изучении процессы образования и растворения – диссоциации на отдельные составляющие ионы в подземных грунтовых водах комплексных соединений, в том числе образования комплексных сульфатов, которые в свою очередь подразделяются на две большие группы – шенитов и квасцов, а также сульфитов, карбонатов, аммонийных солей и т. д.

 Соответственно:

- протекающие  реакции выщелачивания полезных ископаемых из рудных тел увеличивает поверхность контакта рудных тел с кислородом из воздуха во влажной среде, что приводит к процессам интенсификации протекающих реакций, качество сбрасываемых штольневых сливов, загрязняющих водные ресурсы южного Дагестана, все более ухудшается при безвозвратных потерях полезных ископаемых. Протекающие реакции окисления с преобразованием минералов в купоросы  в конечном итоге приводит к тому, что из нижних штолен вытекает раствор, состоящий из ионов тяжелых металлов – железа, меди, цинка и других веществ, входящих в состав полезных ископаемых;

 - поверхностную часть месторождения Кизил-Дере предполагаем  необходимо  списать. Из – за неоднократно произошедших вертикальных и горизонтальных обвалов пород между тремя ярусами месторождения, где проходят штольни  и происходящих процессов выщелачивания. Или требует проведения доразведки, как того требует Федеральный Закон «О недрах», так как от утвержденных ГКЗ запасов халькозиновых руд и от минерала сфалерита – ZnS сколько осталось за прошедшие годы  после утверждения запасов никто не знает. Соответственно предполагаем, возможного,  промышленного интереса поверхностная часть месторождения Кизил-Дере уже не представляет. Хотя как источник загрязнения водных ресурсов (если не провести консервационных работ в соответствии  со ст. 26 ФЗ «О недрах») он и далее будет функционировать как источник загрязнения окружающей природной среды, пока там останется хоть один килограмм колчеданов.

 Неоднократно проведенные специалистами Филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по РД» анализы по требованию Управления Росприроднадзора по РД, Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры по установлению влияния штольневых сливов от месторождения Кизил – Дере, однозначно показали, что «происходит сброс подземных пластовых вод с высокой концентрацией тяжелых металлов и напрямую стекают в р. Кизил – Дере дебитом 1-4 л/с от каждой штольни».

 Установлено также, что качество  воды рек Ахты-чай и Самур, многократно превышает допустимую степень загрязнения. В действительности вместе с водой в организм поступают не только ионы вышеперечисленных тяжелых металлов, но и ионы других  веществ. Им также свойственно накапливаться в организме  и приводить к тяжелым последствиям. Концентрируясь в тканях в больших дозах, они приводят к появлению у людей следующих болезней: злокачественные новообразования, болезни глаз, органов слуха, сердца, верхних дыхательных путей, другие болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, мочеполовой системы, кожи, нервной, эндокринной  и др. систем, а также приводят  к мутациям клеток, которые, как известно, наследуются.

 В таблице №1 (3) приводятся данные по некоторым металлам, также  обнаруженным в повышенных концентрациях в речных водах, подаваемых населению в Ахтынском районе без дополнительной водоподготовки, а также в питьевой воде и их влияние на человека.

 Влияние повышенных концентраций некоторых химических веществ в питьевой воде в Ахтынском районе на биологическую активность человека

 

                  Таблица № 1

Металл (название, символ, химическая форма)

Действие на человека

1

2

Алюминий, Al (ионные формы)

Общий токсикант (через влияние на обмен веществ, в частности, фосфорно-кальциевый обмен); специфический агент влияния на функции нервной системы; фактор вызывающий нейродегенеративное поражение головного мозга; специфический токсикант для больных с почечной недостаточностью; мутаген (предположительно); ингибитор иммунной активности (ингибитор функций Т- и В- клеток и макрофагов)

Бериллий, Вe (металл и ионные формы)

Общий токсикант с разнообразными клиническими проявлениями; мутаген и канцероген (злокачественные опухоли легких); усилитель (кофактор, промотор) действия других мутагенов и канцерогенов (через нарушение конформации ДНК – полимеразы); стимулятор аутоиммунного процесса; иммунотоксикант.

Железо, Fe (ионные формы)

Иммунотоксикант (негативное влияние на иммунорегуляцию; ингибитор функций Т – лимфоцитов, угнетение Т – хелперов, снижение антибактериальной активности крови); стимулятор роста кишечных бактерий; возможно косвенный мутаген

 

 

Медь, Cu(ионные формы)

Общий токсикант с разнообразными клиническими проявлениями: (функциональные расстройства нервной системы, печени и почек и т.д.); канцероген; гепатоксический агент; инициатор дефицита цинка и молибдена в организме

Таллий, Tl (ионные формы)

Общий токсикант с широкими клиническими проявлениями (через нарушение ионного баланса главных катионов организма Na+ и K+, ингибирование синтеза белка и т.п.); специфической агент, нарушающий функции нервной системы

 

 

 

В таком состоянии водные объекты Южного Дагестана остаются со времени начала геологоразведочных работ в Хнов-Борчинском рудном районе,  поэтому:

 - в отношении используемых поливных земель  в соответствии со ст. 14 Земельного Кодекса РФ (Федерального закона от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ) (4) возникает необходимость рассмотрения как земель, подвергшиеся химическому загрязнению;

 - ежегодный сброс ионов  тяжелых металлов в воду реки Самур составляет тысячи тонн, однако ни федеральные, ни республиканские органы исполнительной власти не предпринимают никаких мер по проведению ликвидационных работ и тем самым создают угрозу здоровью и жизни жителей Южного Дагестана.

 Учитывая вышеизложенное, путь решения данной экологической проблемы, вижу в следующем:

 29 ноября 2012 года в Российской Федерации официально стартовал Год охраны окружающей среды, соответствующий Указ № 1157 от 10 августа 2012 года был подписан президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

 Учитывая, что в соответствии с пунктом 3 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева от 9 января 2013г. № ДМ-П9-2пр в настоящее время и последующие годы, Минприроды России будет, вести разработку и исполнение долговременного проекта федеральной целевой программы (ФЦП) «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014 – 2025 годы.

А также то, что выделение средств федерального бюджета осуществляется в порядке межбюджетных отношений в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

Считаю необходимым данной конференции посвященной Году охраны окружающей среды обратиться к Правительству Республики Дагестан, чтобы дали поручение о направлении от Правительства Республики Дагестан в Минприроды России заявки на проведение консервационных работ на месторождении Кизил – Дере и в Хнов – Борчинском рудном районе. 

Литература:

1.«Разработка прогноза изменения гидрогеологических и инженерно-геологических условий в процессе эксплуатации месторождения Кизил-Дере и рекомендаций по снижению возможного отрицательного воздействия на геологическую среду района», Москва, 1980г. – 212  листов. НИР. Окончательный отчет, номер государственной регистрации 800 19357. УДК 624.181.1. Авт. А.А. Слюняев, П.Я. Алтухов, А.Д. Батурин, и др. Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, кафедра месторождений полезных ископаемых и их разведки. Министерство высшего и среднего специального образования СССР).Стр.190;

 2. Протокол № 9503 от 22.06. 1984 г. заседания ГКЗ СССР «Отчет о детальной разведке медно-колчеданного месторождения Кизил – Дере в Дагестанской АССР с подсчетом запасов по состоянию на 01.10.1983г.»;

  3. «Вредные вещества в промышленности», т. III неорганические и элементоорганические соединения. Справочник для химиков, инженеров и врачей. Под общей редакцией засл. деят. Науки проф. Н. В. Лазарева и докт. биол. наук.проф. И. Д. Гадаскиной.  Изд.7-е, переработанное и дополненное. Изд. «Химия» Ленинградское отделение 1977.

  4.Земельный Кодекс РФ. (Федеральный закон от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ).

 5. М.С. Бежаев, А.М. Асаев «Минеральные источники Ахтынского

района Дагестанской АССР». Дагестанский государственный университет им. В.И. Ленина. Дагестанское книжное издательство, Махачкала, 1966 год.

  6. «Присамурье: водохозяйственные проблемы и перспективы», Махачкала 2003, -  154 с. (коллективная монография – Министерство природных ресурсов РФ Западно-Каспийское Бассейновое Водное Управление, Институт социально-экономических исследований ДЦН РАН, Географическое общество РД).

 

 

© 2010 Фонд лезгины.
За достоверность публикуемой пользователями информации администрация Фонда ответственности не несет.
При копировании материалов ссылка на lezghins.com обязательна.

Разработка сайтов в Махачкале