Новости Артефакты, найденные в Ахтынской мечети.

Артефакты, найденные в Ахтынской мечети.

25.02.2014 20:33

Артефакты, найденные в Ахтынской  мечети.

Предварительное сообщение о находках, обнаруженных в Ахтынской мечети в ходе ремонтных работ.

Мирзабек Алимов

Недавно житель селения Ахты Ю. К. Саркаров, по телефону сообщил мне, что в ходе ремонтных работ, когда вскрыли пол, первого этажа,  обнаружили в стене мечети, две нищи  с костяками людей, один кувшин, а также камень с арабскими надписями, которых он сфотографировал.

 При этом напомнил мне (я тоже ахтынец, и эту молву тоже слышал) о давней передаваемой из поколения в поколение молве о том, что в том месте находится Ахтынская джума мечеть, были похоронены дочь и зять Абу Муслима,  потом на этом месте была построена мечеть. Вот теперь их нашли. При этом в ходе телефонного разговора при описании «земляных нищ», я подумал об одном из способов захоронений практикуемой в мусульманском мире. Роют могилу, а потом в могиле роют нишу, куда укладывают покойного повернув лицом в сторону Кьибле, что впрочем, не характерно  для ахтынцев,  которые,  тысячелетиями  хоронят своих покойников  в могилах ящичного типа, при этом после принятия Ислама также укладывают покойного лицом в стону Востока. (См. например, на  сайте материалы выявленных фондом «Лезгины» поселений Левер хюр, ЧIвегьер хюр и могильников этих поселений, возраст которых составляет 3 тыс. лет до Н.Э. Или, например и ныне используемое кладбище в местности, называемой Лай, кстати, недалеко от мечети, где в овраге можно насчитать десять этажей могил.   Стандарт – размеры могил, используемые  материалы  изменились, но тип и сегодня ящичный).  Касательно камня с арабскими надписями сообщил, что данный камень найден в другом месте и что этот камень являлся опорной пятой для деревянного столба, опиравшегося на камень. В части кувшина сообщил, что на горле кувшина остались следы, что он был изначально запечатан травой обмазанной коровьей «лепешкой», но ко времени обнаружения кувшина он был распечатанный и кроме пыли в нем ничего не было.  Я, конечно, попросил его, чтобы прислал фотографии.  По получении фотографий переслал фотографии д.и.н. арабисту З. Ш. Закарияеву на предмет перевода надписей и к.и.н. археологу Р. Г. Магомедову на предмет заключения по остальным фотографиям. Сообщаю, что от З. Ш. Закарияева ответ получен, и я его представлю под фотографией  камня с арабскими надписями, от Р. Г. Магомедова ничего не получено (вчера вечером наконец-то созвонился, и как  объяснил, был в командировке за границей, и еще не доехал до дома, обещал рассмотреть почту и высказать свое заключение, но до конца месяца сильно занят и договорились на встречу в следующем месяце). Учитывая то, что изучение находок со стороны археологов, потребует  большего времени (возможно, и выезд в Ахты для более детального изучения) счел целесообразным опубликование находок как есть.  Ниже представляю фотографии.

 

 

 

 

 

 

 На плиту приблизительно 60х80 см нанесена рельефная каллиграфическая арабская надпись из 5 строк основного текста. Предварительное изучение показало, что это строительный текст, начинающийся с традиционных вступительных религиозных формул и содержащий запись о ремонтных работах, вероятно, в Ахтынской мечети. Текст датирован 1231 г. хиджры, причем дата приводится как цифрами, так и прописью (1231 г. по хиджре начался 2 декабря 1815 г. и завершился 19 декабря 1816 г.). В тексте упоминается имя профессионального мастера-строителя, под руководством которого и были осуществлены ремонтные работы - "Ша‘бан, сын Расула ал-Йайлаки (т.е. "из Ялака"). Ялак - высокогорное лезгинское селение ныне Ахтынского района, расположенное в 18 км к северо-западу от Ахты. Судя по всему, Ша‘бан Ялакский был профессионально востребованным мастером высокого уровня, ибо его приглашали для выполнения различных строительных работ в разные селения Южного Дагестана. Дело в том, что имя этого мастера ранее уже было зафиксировано мною в других арабоязычных строительных текстах первой четверти XIX в. В частности, в крупном рутульском селении Шиназ ныне Рутульского района РД имеется надпись о строительстве Ша‘баном, сыном Расула из Ялака (ал-Йалаки) стены дома в 1225 г. хиджры (1810-1811 г.). Спустя 10 лет, в 1236 г. хиджры (1820-1821 г.) Ша‘бан, сын Расула из Ялака (ал-Йалаки) отремонтировал мечеть в лезгинском селении Ашар ( ныне в Курахском районе), о чем свидетельствует арабская надпись в стене ашарской мечети. Таким образом, сохранившиеся арабские надписи позволяют проследить профессиональную деятельность ялакского мастера-строителя, начавшуюся более двух веков тому назад.

З. Закарияев 

 

 

 В связи с тем, что у меня было времени на изучение и размышления над фотографиями выскажу и свое предварительное мнение.

Как видно на фотографиях, нищи, оказались совсем не теми могильными нишами, которые я предполагал. Да костяки находятся в земле, но ниша, находится в каменной кладке стены мечети. Такой «способ» захоронения не характерен для мусульман, не говоря  про то, что даже нищи не «смотрят» в сторону Кьибле. Значит молву про дочь и зятя Абу Муслима,  можно рассматривать как красивую легенду того факта, что когда первоначально расчищая  место под строительство мечети строители раскопали две могилы, и они не придумали ничего лучшего как собрать кости, устроить в стене мечети две нищи и там их перезахоронить, заложив нишу с костями земляным раствором.  Размер ниш, также показывает, что имело место перезахоронение. Как видно на фотографии рядом с нищей видна какая–то куча. При увеличении фотографии, обнаружил вроде какие- то изображения и строки.    Предположил, может истлевшие книги?  Позвонив,  Ю. Саркарову попросил, сходить еще раз  в мечеть и выяснить. Доложил, что это истлевшие  газеты «Дагестанская правда» 70 годов прошлого века. Значит, можно предположить, что  тогдашний  директор музея Ф. Дагларов  имел «лаз» и спускался под пол. Возможно, использовал это пространство, и как запасник музея (дело в том, что в советский период,  Ахтынская ждума мечеть использовался как Ахтынский краеведческий музей. Передача здания и повторное  функционирование его как мечети  началось с 90 годов прошлого столетия. Из чего следует, что кувшин, найденный при вскрытии пола, не имеет отношения к мечети, а является «забытым» экспонатом музея,  хранившимся в «запаснике».     

Выводы и рекомендации:  Две нищи с костяками, возможно, представляет интерес для археологов, в том числе и как способ перезахоронения, но в любом случае костяки  должны оставаться в тех местах, где они найдены;

Кувшин подлежит изучению со стороны археологов в части установления возраста и способа изготовления (возможно кувшин использовался для хранения зерновых запасов) и в связи с тем, что он не имеет отношения к мечети, но является артефактом,  должен быть передан в Ахтынский краеведческий музей на хранение;

Камень  опорного столба с арабскими надписями и место его находки,  показывает и доказывает, что в 1815 г. производились большие  ремонтные работы Ахтынской ждума мечети, для чего был приглашен и известный каменщик из селения  Ялак  для  руководства работами. Данный камень также является артефактом, место которого  или вмонтирование в стену мечети с наружной стороны (пока идут нынешние ремонтные работы) или передача  в   Ахтынский краеведческий музей на хранение. 

Также, об обнаруженных в ходе ремонтных работ находках в Ахтынской мечети позвонив, сообщил и нынешнему директору Ахтынского краеведческого музея А. Дагларову,  с поручением взятия их на учет и принятия мер по сохранению артефактов.

 

 

© 2010 Фонд лезгины.
За достоверность публикуемой пользователями информации администрация Фонда ответственности не несет.
При копировании материалов ссылка на lezghins.com обязательна.

Разработка сайтов в Махачкале