Новости Реконструкция еще одного способа изготовления лепной керамической посуды у лезгин Дагестана.

Реконструкция еще одного способа изготовления лепной керамической посуды у лезгин Дагестана.

24.10.2014 12:17

 

Реконструкция еще одного способа изготовления  лепной керамической посуды у лезгин Дагестана.

Мирзабек Алимов

 

В 1978 г. выходит монография С. С. Агаширинова «Материальная культура лезгин XIX - начало XX в.» изд. «Наука», Москва. В данной монографии Сария Седреддиновна  Агаширинова на стр. 82 – 89 в разделе «Керамическое производство» точнее на стр. 83 указывает селение  Кахул Самурского округа, как один из центров керамического производства лезгин. При этом в данном разделе кратко указаны приблизительное  время появления керамического производства в Дагестане и в частности на исконных территориях проживания лезгин. Также указаны другие центры керамического производства с приложением фотографий образцов Испикской и Кахульской керамики.

 

 

В 1984 г. в академическом журнале «Советская этнография»  № 1 Январь – Февраль на стр. 110 – 116 выходит статья С. С. Агашириновой озаглавленная «Традиция керамического производства у лезгин Дагестана (по материалам с. Кахуль)». В этой статье впервые довольно подробно воссоздано и описано производство Кахульской керамики. Хотя в статье указывается, что данный,  один из архаических способов изготовления керамической посуды,   встречается не только в с. Кахул  (чтобы отличить,  например, от Испикской и др. более поздних способов изготовления керамической посуды),  в научной оборот среди дагестанских специалистов,  представленная С. С.  Агашириновой технология лепной керамики лезгин с формированием стенок сосуда из глиняных жгутов,  из обработанного особым образом глины, вошла как Кахульская.

 

Ниже приводится мною составленная  последовательность технологических операций изготовления Кахульской керамики на основе,  вышеуказанной публикации с добавлениями отдельных операций и уточнениями:

1. Подготовительные работы:

Используемые в керамическом производстве материалы – глина, щебень (шим), зола.

Глина

1.1. Добыча и доставка глины и щебня под навес, к месту формовки керамики;

1.2. Сушка глины в течение  5 – 6 дней;

1.3. Измельчение комков глины плоским камнем, одновременно очищая глину от камешков и различного мусора;

1.4. Просеивание через сито с крупными отверстиями (диаметром в 0,5 см), сделанное из  козьей шкуры (саф);

1.5. Замачивание нужного количества глины в яме, корыте или кастрюле водой в течение  трех – четырех суток, где она должна была «мокнуть» и приобретала нужную консистенцию;

1.6. Перемешивание «топтание» глины с одновременным очищением от мусора до  приобретения глиной тягучести как у теста;

Щебень (шим)

1.7. Размол крупных частиц шима в ступе, просеивание через сито с извлечением фракции  одного размера. Дальнейший размол нефракционного щебня (шима) в ступе до сильно измельченного состояния.

1.8. Добавление в глину фракционного щебня (шима) из расчета 1 часть щебня – 5 частей глины, а при надобности и воды, если глина оказывалась чрезмерно густой с продолжением перемешивания глины до образования равномерной смеси;

2. Подготовительные работы для формовки изделий:

2.1. Подготовка рабочего места, где раскладывались плоские камни- подставки различных  размеров для формовки посуды (изделий) различных емкостей, на которых осуществлялась в последующем и сушка;

2.2. Доставка на рабочее место соответствующей доски для раскатывания жгутов, посуды с  золой (как можно предположить из кизяка), сильно измельченного щебня (шима), (как можно предположить растолченного в ступе) и емкости с жидкой глиной для заглаживания поверхности изделий, консистенции сливок; (т. е. разбавленной в воде до густоты сливок той же глины).

3. Формовка изделий (посуды).

3.1. Формовка дна посуды.

3.2. Для чего мастерица от всей массы глины отделяла часть необходимую для

изготовления дна посуды, размяв ее руками, клала на  плоский камень-подставку, предварительно посыпанный золой или сильно измельченным щебнем;

3.3. Затем ударами тыльной стороны ладони, сжатой в кулак сплющивала ком, пока он не  принимал форму дна;

3.4. Далее она тремя пальцами (большим, указательным и средним) обеих рук как бы  расплющивала края дна и превращала края дна в основание стенок сосуда.

 

Аналогичная технология веками используется лезгинками и при изготовлении традиционного  блюда - Алуга (пиццы) а также другого блюда -  Къыка.  Расплющиваются вверх края только, что испеченного тонкого хлеба вынутого из традиционной лезгинской печи для выпечки хлеба – хьар, куда (в эту емкость  из хлеба)  заливаются  яйца, кусочки брынзы и т.д., и опять кладут в хьар, чтобы испечь  Алуга.

Кроме того данная технология использовалась и в детской игре называемой – «панкъар».  Суть игры заключалось в том, дети каждый себе из грязи делали аналогичное «основание стенок сосуда» по п. 3., после чего по одному с размаху били этим панкъом об землю или плоский камень. Стенки панкъа при ударе создавали герметичность, внутри давление воздуха повышалось, т.к., стенки сосуда сплющивались,  дно разрывалось, издавая характерный хлопок – панкъ. Победителем объявлялся тот, у кого был более громкий хлопок и большие разрывы на дне панкъа, после чего начинался второй раунд. Можно предположить,  дети подсмотрели игру у мастериц, которые таким же образом поступали - «отбивали глину» с бракованным «основанием  стенок сосуда». Вполне возможно, что этой игре тоже столько же лет, как и лепной керамике.

3.5. Формовка стенки изделия (посуды)

3.5.1. Сами стенки изделия (посуды) делались из глиняных жгутов. С этой целью брали  ком

глины, и на предварительно обсыпанной золой доске ладонями раскатывала его, чтобы получился жгут диаметром в  4 – 5 см, длиной около 35 – 40 см.;

3.5.2. Потом прикрепляла жгут к основанию стенок сосуда, одновременно уплотняя их.

3.5.3. В процессе работы придавала сосуду желаемую форму, подравнивали толщину стенок

производили заглаживание, поворачивая камень-подставку. Смочив руки водой, сначала заглаживали жгуты, а затем и весь сосуд, но уже глиняным раствором;

3.6. Формовка ручек изделия (посуды)

3.6.1.По завершении формования посуды приступали к формованию ручек, одной, двух  или более в зависимости от назначения посуды. Формы ручек были нескольких разновидностей: валковые, круглые в сечении, ленточные, псевдоручки в виде небольшого, сжатого с боков вертикального выступа, и др., которые складывали рядом с сосудом на камень-подставку для сушки под навесом.

4. Сушка изделия (посуды)

4.1. Сушке изделия (посуды) придавалось большое значение. Не полагалось сушить под  прямыми солнечными лучами, ибо от этого изделия могли потрескаться. Их следовало сушить в тени под навесом в течение нескольких дней, а иногда и недель (в зависимости от погодных условий), для чего готовые изделия на плоских камнях-подставках переносились под навес. Если изделия недостаточно высыхали, они во время последующего обжига могли потрескаться.

5. Обжиг изделий, посуды

5.1. Обжигали изделия прямо на земле без каких-либо специальных приспособлений;

5.2. Топливом служил кизяк (навоз с добавлением небольшого количества соломы).  Четырехугольные плитки кизяка (длина 22-24 Х35-40см, толщина 10-12см, изготавливались в специальных деревянных формах – купар, или кругло - продолговатой формы, до 20 см длины и 5 см толщины изготавливались вручную - гилигар) которые особенно ценились при обжиге посуды, потому что горели медленно и долго;

5.3. При обжиге соблюдался определенный порядок укладки кизяка и сосудов. Сначала на  землю клали один слой кизяка - куп (величина площади, занятой им, зависело от количества изделий, предназначавшихся для обжига). На него помещали посуду так, чтобы она и кизяк располагались как бы в шахматном порядке, подкладывая в промежутки определенным образом и гилигар. Поверх посуды снова клали слой кизяка - купар, затем опять посуду и т.д. Таким образом, получалось 4 – 5 слоев, из которых верхние были меньшего размера, чем нижние. Эта своеобразная пирамида из кизяка и гончарных изделий называлась куьм (не переводится);

5.4. Затем куьм поджигали в трех- четырех местах по краю основы. Куьм разгорался  сравнительно быстро, поскольку при сооружении его женщины, соблюдали необходимые условия тяги. Огонь держался почти сутки, если его не гасили. По истечении одного дня лепные гончарные сосуды считались готовыми к использованию. Они приобретали нужный цвет. При хорошем огне обжиг производился в течение 5 – 7 часов.

5.5. Многие мастерицы по истечении этого времени бросали на огонь землю, мелкий сор,  чтобы он постепенно гас, другие оставляли изделия на медленном огне иногда до суток. Очень важно было правильно провести обжиг. Если сосуды были недостаточно высушены, при обжиге, они шелушились, оказывались недоброкачественными;

5.6. Ассортимент гончарных изделий, изготовлявшихся кахульцами в конце XIX - начале XX веков, был весьма разнообразен. Это: кварар печер – кувшины больших объемов и размеров для изготовления масла (маслобойки), для хранения зерна и различных продуктов (сыра, масла, сыворотки, творога и т.д.), кечинар – крупные кувшины с широким горлом, плавно переходящим в яйцевидное тулово, и сравнительно узким дном, употреблявшиеся в хозяйстве для различных нужд, касланар – различные кувшины для ношения воды, чапакар – горшки с отогнутым венчиком, иногда с ручками, круглыми в сечении, а также горшки приземистой формы с очень широким туловом и горловиной (использовались главным образом при доении коров), кьичIер – различные сосуды для варки пищи с широкими горловинами и слегка отогнутыми венчиками, суьзекар – большие миски с дырочками типа дуршлага (использовались для отделения бульона от хинкала), палан кешер – миски малых размеров типа дуршлагов, курар – тарелки различных емкостей и форм для пищи, пехвер – миниатюрные горшочки различных емкостей со слегка уплощенным либо плоским и широким донцем и т.д., предназначавшихся для молока, творога, простокваши, сыворотки и пр. (их крестьяне брали в поле на работу), яд хьвар цIибер – маленькие сосуды для питья воды, молока и т.д., гетеяр – небольшие кувшины для хранения масла, меда, сливок и других продуктов, гечинар – небольшие кувшинчики для питьевой воды (использовались в полевых условиях во время летних сельскохозяйственных работ), чукваяр – специальные горшки разной величины для закваски молока.

5.7. В настоящее время кахулькая керамическая утварь порой еще возможно встретить  в  горных селах Ахтынского и Рутульского районов (отдельные образцы лепной керамической посуды хранятся в Ахтынском и Рутульском районных краеведческих музеях). Но бытуют только старые, сделанные ранее предметы, тогда как процесс изготовления новой лепной посуды в основном утрачен, чему немало способствовало переселение кахульцев на равнину в середине 60 годов прошлого столетия, во многом нарушившее их привычный уклад. И все – таки память народа сохраняет забытые традиции, что и позволяет реконструировать один из архаических способов изготовления керамической посуды.

6. Общие характерные признаки Кахулских керамических изделий

6.1. В большинстве случаев  Кахульские керамические изделия не орнаментировались.  Иногда после заглаживания прямо по сырой глине щепкой, веткой или острым краем плоского камня наносились штрихи, в виде зигзагов, елочек, полосок, горизонтальных и ломанных линий на посуду, или ручку посуды, использовали и волнистые налепы из тонкого жгута изготовленного из глины, и т.п.;

6.2. Формы изделий (посуды) в основном простые с широким горлом, толщина стенок  сосуда в среднем 2 см, (и более в зависимости от размера и объема сосуда). Через стенки сосуда зачастую просматривается отдельные кусочки щебня (шима), на изломе (черепке) четко просматривается щебень (шим) кристалликами черного цвета. Также явственно просматривается осуществленное заглаживание чистой жидкой глиной с наружной и внутренней стороны сосуда;

6.3. Обычно изготавливались несколько сосудов разных емкостей и размеров, пока не  заканчивалась вся подготовленная глина;

6.4. Высохшие изделия обыкновенно полировались продолговатым, окатанным бутовым  гладким камнем (чюни - оселок), после чего поступали на обжиг.

6.5. По причине отсутствия качественной глины в Ахтынском и Рутульском районах,  (например как в селении Балхар), использования архаичных методов обжига, когда в куче горшков температура оказывалась различной, (некоторые из них иногда не нагревались до спекания глины). Такой тип обжига давал неоднородные результаты, соответственно цвет Кахульской керамики (иногда даже и в одном изделии) оказывался непредсказуемым, так как некоторые участки полностью подвергались процессу окисления, а некоторые изделия или части их в значительно меньшей степени. Соответственно цвет одних изделий (или участков изделия) оказывался коричневато- красными, а другие сероватыми или черными.

6.6. В связи с тем, что процесс обжига посуды предусматривал однократный обжиг,  черепок имел в основном пористую и абсорбирующую структуру.

 

Ниже представляю фотографии Кахульской посуды из  монографии С. С. Агаширинова «Материальная культура лезгин XIX - начало XX в.» изд. «Наука», Москва, 1978 г.

 

 

 

 

Касательно керамического производства, в том числе и лепной керамики,  в монографии «Эпиграфические памятники Северного Кавказа» на арабском, персидском и турецком языках, часть 1 надписи X- XVII вв.  Москва 1966 г., на стр. 172 Л. И. Лавров пишет:

Рутул (Мегьед) – самое крупное селение рутульцев. Надпись подтверждает его древность. Во время археологических разведок, произведенных нами в 1952 г., были обнаружены следы селища, возникшего в VIII в. Находка эта была сделана на главной улице Рутула. Нижняя часть культурного слоя селища содержит скопления раздробленных костей домашних животных, грубой лепной керамики серого цвета и красной хорошо сделанной на гончарном круге керамики без полива и орнамента… Далее указывает – То же самое можно сказать и о времени после VIII в., к которому принадлежит средняя и верхняя части обнаруженного культурного слоя. Здесь встречаются, кроме костей животных и лепной керамики также кузнечный шлам и поливная керамика, сделанная на гончарном круге.

Если Л. И. Лавров, в своей вышеуказанной  работе констатирует факт, нахождения и наличия в Рутуле, в т.ч. и грубой лепной керамики местного производства  в VIII в. и после VIII в.. (Правда не указывая возраст  среднего и  верхнего культурных слоев селища),  то Р. А. Рамазанов (как ранее и С. С. Агаширинова)  в своей книге показывает и доказывает, что данная форма лепной керамики просуществовавшее, не одно тысячелетие прекратило свое существование во 2 половине ХХ века и при желании еще можно найти мастериц, владеющих этим ремеслом.

Ниже представляю выдержку из книги:

Р. А. Рамазанов.  «Шиназ. Краткие очерки истории, культуры древнего аула».  Дагестанское книжное издательство, Махачкала, 1990 г. стр. 79 – 80. (со слов Р. А. Рамазанова, ниже описанное производство гончарных изделий шиназскими женщинами он лично наблюдал в 1966 г., и позже использовал наблюдения при написании книги).

Гончарное дело. Это производство существовало с древнейших времен. Гончарное дело шиназцев отличалось чрезвычайной архаичностью. Лепка посуды производилась всегда без помощи  гончарного круга, а обжигались они на костре. Этим делом занимались только женщины, которые и сейчас по необходимости берутся за эту работу. Изготовляли их из специальной глины, добываемой в 5 – 8 километрах от села в местечке Выса и Гъарсыва, и там же занимались этим ремеслом. Глина отличалась от обычной своим свойством (более вязкая и цветом светло-коричневая). И эти отличительные качества придавали глиняным изделиям прочность, что видимо, следует считать одной из причин сохранения этого способа производства до наших дней. Первоначально добывали глину и оставляли ее под солнцем на несколько дней, пока не высохнет. После высыхания ее размельчали валунами и пропускали через сито, чтобы очистить ее от разных примесей. Затем чистую глину засыпали на ровном месте, обставленном камнями, и вливали туда воду. На другой день, раствор мяли ногами и оставляли в таком виде на 2 – 3 дня. Из приготовленного таким образом глиняного теста начинали лепить изделия, придавая им различную форму, сперва посуду сушили здесь же, а затем переносили их на место обжига «тум». Для чего выбирали ровное место, ставили туда близко друг к другу высушенную посуду, а затем сверху на них клали разное топливо, так чтобы на этом месте образовалась большая куча, которую на конечном этапе зажигали. Упадок данного промысла, конечно, объясняется главным образом широким проникновением в быт населения фабричных керамических изделий, которые ныне во всех семьях, успешно заменили предметы местного производства. Но глиняная посуда от фабричной отличается своими некоторыми качествами, которая более пригодна для сохранения молочных продуктов. Потому и сейчас жители, связанные в основном с животноводством, часто прибегают к забытому.

Хочу пояснить, что подразумевается под словами «некоторыми качествами, которая более пригодна для сохранения молочных продуктов», почему «жители, связанные в основном с животноводством» предпочитают посуду лепной керамики фабричной, а также, почему у многих местных архаичных изделий лепной керамики в т.ч. и у кахульских, широкие горловины.

Впрочем, начну с широкой горловины. Не задумывались ли вы над тем, почему обычный молочный кувшин всегда имеет широкую горловину? Секрет прост. Молоко, как впрочем, и другие молочные продукты образует на стенках посуды нерастворимые осадки (убедиться в этом можно даже взглянув на стенки чашки после кофе с молоком). Удалить их можно только механическим способом, то есть с помощью тряпки, мочалки. Значит, горловина такой посуды должна быть такой, чтобы человек мог помыть такую посуду для многократного использования, (это требование касается и посуды для хранения масла и другой  жиросодержащей продукции, а также посуды, в которой производится варка блюд).

Секрет «некоторых качеств», из-за которых посуда лепной керамики «более пригодна для сохранения молочных продуктов», по сравнению с фабричной в основном покрытой  глазурью,  заключается в том, что как я раньше указывал в п. 6.6. «Общие характерные признаки Кахульских керамических изделий»,  такая посуда пористая, соответственно вода, содержащаяся в молоке, и других продуктах просачивается через поры и испаряется с поверхности посуды (кувшина).  Кувшин как бы «потеет», соответственно через испарение воды охлаждается, то есть в полевых условиях (где нет электричества, розетки и холодильника) такому кувшину – холодильнику и отдают предпочтение животноводы, которые летний период времени проводят вместе со стадами на уровне альпийских лугов.

Хочу также высказать свое предположение относительно слова «куьм» используемой С. С. Агашириновой с пояснением, что данное слово (не переводится), также используемой Р. А. Рамазановым для обозначения этого же места слова «тум». Как видно оба слова, используемые в  лезгинском и рутульском языках  трехбуквенные, значит слова  древние. В обоих языках данные слова обозначают место, где разжигали костер для обжига керамических изделий. Как известно «огонь без дыма не бывает». То есть в обоих словах  «куьм» и «тум», слышится другое лезгинское слово  «гым» – дым. Действительно место обжига кизяками или сырыми дровами (чтобы долго горели)  керамических изделий,  характеризуется  не столько  видимым огнем, а именно дымом и вполне возможно лезгинское слово «гым» – дым, явилось основой создания новых слов «куьм», «тум» обозначающих место обжига керамических изделий.

Уточнения:

1* Собственно под словом щебень (шим - песок) употребляемой С. С. Агашириновой следует понимать не щебень из бутового или других камней, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов. Или песок, образованный из тех – же камней и встречающийся в ложах рек (зачастую в смеси с глиной). А выветренный в ходе эрозионных и других процессов Глинистый сланец («сравнительно мелкий, крепкий, темно-голубого цвета»). То, что лезгины  использовали именно  глинистый «черный» сланец, которого  подвергали  стадиям  переборки, измельчения и просеивания через сито, а также измельченного до состояния муки (можно предположить в ступе) видно на сохранившихся в музеях Ахтынского и Рутульского района  изделиях, а также во множестве встречающихся в заброшенных селах черепках Ахтынского и Рутульского районов.

2*Глинистый сланец представляет собой древние геологические отложения глины уплотненная и измененная давлением и позднейшими метаморфическими процессами  и оказавшиеся на поверхности. В отличие от глины не размокает в воде и не пластична.

3*Глина – мелкозернистая осадочная горная порода, (образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания) пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина лезгинами  используется, в том числе и сейчас также при изготовлении  традиционных печей Хьар (в них лезгины выпекают традиционные мучные блюда -  хлеб, алуга, къык, афар и т.д.). В случае изготовления керамической перегородки хьара расположенной между зоной горения огня и зоной выпечки хлеба  в глину при изготовлении перегородки печи кроме щебня (глинистого сланца) добавляется шерсть (предпочтительно козью), соблюдая необходимые пропорции: 10 кг глины, 1 кг щебня, 0,3 кг козьей шерсти.  Такое соотношение глины, щебня и козьей шерсти делают керамические перегородки печи прочными и устойчивыми к воздействию прямого огня, особенно при розжиге печи. Например, печь -  хьар служит в течение 8 -10 лет.

4*Учитывая то, что глинистый сланец – это древние геологические отложения глины «не размокает в воде и не пластична» и эти же свойства приобретает глина при обжиге, можно предположить, что наиболее близким к глине по коэффициенту расширения при обжиге веществом является именно глинистый сланец. (Можно представить,  сколько проб и ошибок начиная со времени неолита, пришлось пройти лезгинам, пока не установили, что в глину нужно  добавлять именно глинистый сланец). Добавление глинистого сланца в глину обеспечивает, кроме того,  более равномерное высыхание и сжатие изделия из глины при увеличении прочности изделия и сокращении возможности ее резкой усадки во время формовки и сушки. Предполагаю, как заменитель глинистого сланца, также можно использовать и аналогичным образом переработанный гончарный лом.

5* Зола – несгораемый остаток, образующийся из минеральных примесей топлива при полном его сгорании. Содержание минеральных веществ в золе кизяка составляет:  Калий (К2О) 10 – 12%, Фосфор (Р2О5) 4 – 6%, Кальций (СаО) 7 – 9%.

6* Как можно понять из текста касательно обжига Кахульской керамики, а также из того, что при раскатывании жгутов из глины в его поверхностную часть, из которого формируется поверхностные области изделия (посуды) искусственно добавляются сильно измельченный щебень шим – глинистый сланец (с химической точки зрения при высокой температуре весьма активный), а также зола. Как видно из содержания минеральных веществ в золе кизяка, а также того, что при обжиге кизяком раскаленные глиняные изделия находятся в окружении горячей золы, такой состав золы весьма способствует уменьшению плавкости и упрочнению поверхностной части изделия (посуды) через создание отдаленного аналога глазури.

7*Для лучшего соединения ручки с сосудом на места соединения ручки с сосудом наносились штрихи. В связи с тем, что время сушки ручек и посуды зачастую разнились, приходилось ждать, пока высохнут ручки. После чего на эти места, наносили соответствующей консистенции глину выполняющую функцию клея, заглаживали места соединения, осуществляя прикрепление ручки с сосудом с последующей сушкой. В связи с тем, что некоторые мастерицы «халтурили» при выполнении этих важных технологических операций. Можно «находить работы халтурщиц», среди черепков, ручки которых отлетели от посуды, или черепки ручек выглядят подверженными шелушению из-за этой недоработки, т.к. на обжиг подавали посуду с прилепленными «мокрыми» ручками;

8*Учитывая то, что самой ранней техникой изготовления керамической посуды является  изобретенная около  5000 лет до Н.Э., (в эпоху раннего неолита), лепка сосуда вручную из комка глины, когда глину мяли и выдавливали изделие до получения нужной формы, в т.ч. и с использованием простейших приспособлений  а потом обжигали на костре (Образцы таких черепков возрастом 5000 лет до Н.Э., были обнаружены фондом «Лезгины» при проведении совместно с работниками института археологии ДНЦ РАН  обследования заброшенного селения  Уна, Рутульского района в августе 2013 г., фотографии некоторых черепков, из  заброшенного селения Уна будут представлены ниже).

Также можно на основе установленного работниками института археологии ДНЦ РАН возраста селений Левер хюр и ЧIвегьер хюр Ахтынского района, обследованных фондом «Лезгины» совместно с работниками института археологии ДНЦ РАН в июле 2012г. как и по черепкам встречающихся в других заброшенных селах,  заявить:  Кахульская технология - техника кольцевой лепки, при которой изделие (посуда) лепной керамики формировалась  из глиняных жгутов подготовленных специальным образом с добавлением специальных наполнителей и добавок,  была изобретена в конце  3000 начале 2000 годов  до Н.Э..

Некоторые образцы черепков вышеуказанного возраста, а также изготовленные в более поздние сроки, в том числе точением  на гончарном круге, с использованием многократного обжига в специальных печах, при более высоких температурах. Покрытых   глазурью разных цветов, а также образцы   поливной керамики (возможно испикской или калинской керамики), обнаруженных фондом «Лезгины» в ходе обследований заброшенных селений (представленный список заброшенных селений – это не полный список селений обследованных фондом «Лезгины, где найдены аналогичные черепки)  Левер хюр, ЧIвегьер хюр в 2010г., 2012г., Кахул, в июне 2014г., Ухул, в сентябре 2014г. Ахтынского района, параллельно с кахульской  технологией лепной керамики, также будут представлены ниже.

 

 

Ниже представляю некоторые фотографии черепков из заброшенного селения  Уна, Рутульского района:

 

 

 

 

 

Обратите внимание на первые фотографии   черепков обведенные красным кругом. На наш взгляд, на этих черепках видны сохранившиеся оттиски кусков грубой ткани подкладываемой под ком глины в ходе выдавливания из кома посуды. Такай кусок грубой ткани - прототип плоских камней-подставок по Кахульской технологии,  или диска в гончарном круге, могло служить в качестве основы во время выстраивания горшка и могло быть своеобразной осью вращения, благодаря чему сосуд легко поворачивался в руках гончара, не контактируя с посторонними примесями.     Кроме того давало возможность непрерывно выглаживать горшок и симметрично выравнивать форму в процессе ее построения.

Кроме того считаем, что эти черепки являются доказательством того, что у людей – (земледельцев – скотоводов)  проживающих и освоивших   в этот период (5000 лет до Н.Э.) горы Южного Дагестана появилась возможность потребления не только жареных продуктов, но впервые и вареной пищи в горшках.

Также считаем, что черепки, изготовленные по различным технологиям производства керамических изделий, дают одну из самых важных по своему значению информацию об уровне прогресса, культуры и об уровне развития техники народов в различные периоды времени на конкретной территории.

 

Ниже представляю некоторые фотографии обследований заброшенного селения Левер хюр Ахтынского района в 2010г. и  июле 2012г.,  (образцы  черепков посуды изготовлены по  «Кахульской» технологии).

 

 

 

 

 

Ниже представляю некоторые фотографии, осуществленные в ходе обследования заброшенного селения ЧIвегьер хюр,  Ахтынского района в июле 2012г. фондом «Лезгины» совместно с работниками института археологии ДНЦ РАН, в том числе и образцов  черепков изготовленных по  «Кахульской»  и др. технологиям.  (полный комплект подобранных черепков хранится у них).  Территория могильника составляет порядка 25 га, что говорит и о значительном сроке существования этого поселения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ниже представляю некоторые фотографии черепков посуды подобранные фондом «Лезгины»  в ходе обследования заброшенного с. Кахул Ахтынского района в июне2014г.

Фонд «Лезгины» с целью установления времени изготовления данных керамических изделий, черепки от которых остались на территории заброшенного селения, обратился к работникам института археологии ДНЦ РАН и после установления ими возраста – конец  3000 начало 2000 годов  до Н.Э., по их просьбе (пополнение коллекции образцов)  полный комплект подобранных черепков оставил у них.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ниже представляю некоторые фотографии черепков посуды подобранные фондом «Лезгины»  в ходе обследования заброшенного с. Ухул Ахтынского района в сентябре 2014г. (Последними жильцами селение покинуто 3 года назад)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение образцов черепков, из заброшенного селения  Уна  возраст которых составляет 5000 лет до Н. Э. с черепками из  поселений Левер хюр, ЧIвегьер хюр, Кахул, и др. заброшенных селений,  возраст которых составляет 4000 и менее лет, явно показывает, что они изготовлены совершенно по разным технологиям, хотя в основной массе найденные черепки относятся к лепной керамике.

 

Ниже представляю сортировку фотографий найденных черепков по технологиям изготовления. Таблица 1

Заброшенные поселения

 

Кахульская технология  по С.Агашиновой.

 

Черепки лепной  керамики  с добавлением в глину фракционного (просеянного через сито с отверстиями 0,5 см) глинистого сланца (щебня) из расчета 1 часть щебня 5 частей глины и формированием изделия из раскатанных  жгутов.

Черепки лепной керамики  с  формированием изделия из  толстого слоя фракционного глинистого сланца (щебня) или сильно измельченного глинистого сланца (щебня) с использованием тонких  раскатанных слоев глины и  вспомогательных приспособлений.

 

Черепки керамических изделий, сформированные точением на гончарном круге, а также подвергшиеся многократному обжигу в специальных печах в ходе нанесения  декора - подглазурного, глазурного (возможно образцы испикской или калинской технологии изготовления изделий) и надглазурного (люстра).

 

1.Уна – Una (12. Черепков  4х3)

* Черепки из Уна не соответствуют представленным технологиям.

0

0

0

2.Левер хюр  – Lever (4. Черепков2 х2)

2 - Lever (3), Lever (4)

0

0

3.ЧIвегьер хюр  – Cheher (16. Черепков 14Х2)

1  - Cheher (6.1)

5  - Cheher (3), Cheher (4), Cheher (5), Cheher (6.2), Cheher (16),

9    - Cheher (7), Cheher (8), Cheher (9), Cheher (10), Cheher (11), Cheher (12), Cheher (13), Cheher (14), Cheher (15),

4. с. Кахул – Cahul (25. черепков24х2)

16,5    - Cahul (2.2), Cahul (3.2),

Cahul (4.), Cahul (5.2), Cahul (6), Cahul (7), Cahul (8), Cahul (9), Cahul (10), Cahul (11), Cahul (12), Cahul (13), Cahul (14), Cahul (16), Cahul (17), Cahul (18), Cahul (19), Cahul (20),

7,5   - Cahul (2.1), Cahul (3.1),

Cahul (5.1), Cahul (15), Cahul (21), Cahul (22), Cahul (23), Cahul (24),

Cahul (25)

0

5. с. Ухул – Uhul (18)

2 - Uhul (6), Uhul (14),

16    - Uhul (1), Uhul (2), Uhul (3), Uhul (4), Uhul (5), Uhul (7), Uhul (8), Uhul (9), Uhul (10), Uhul (11), Uhul (12), Uhul (13), Uhul (14), Uhul (15), Uhul (16), Uhul (17.1)

 

0

 

Как видно из  третьего столбца таблицы, лезгинами Дагестана, использовалась еще одна технология лепной керамики при изготовлении посуды – формированием изделия из  толстого слоя фракционного глинистого сланца (щебня) или сильно измельченного глинистого сланца (щебня) с использованием тонких  раскатанных слоев глины и  вспомогательных приспособлений.

То есть  эти образцы черепков фотографии, которых представлены выше отличаются от кахульской технологии  изготовления изделий описанной С. Агашириновой тем, что в них:

- содержание глинистого сланца (щебня фракционного состава, или сильно измельченного)  гораздо выше (порядка 90 и более %), чем отношение – 1 часть щебня 5 частей глины;

-глинистый сланец (щебень) не добавлен и не перемешан к глине, перед изготовлением из них жгутов. Слой глинистого сланца (щебня) в изделии, как в пироге начинка находится отдельно, покрытый сверху и снизу тонкими 1 – 1,5 мм толщиной слоями чистой глины;

-учитывая количество глинистого сланца (щебня) в изделии (черепках) и свойства глинистого сланца «в воде не размокает и не пластична». Становится понятным и следующее отличие – формирование изделия осуществлено не из раскатанных жгутов по кахульской технологии, так как раскатывать жгуты из глинистого сланца (щебня), как и формирование изделия, точением на гончарном круге не возможно.

 

Итак, оказываемся перед фактом.

С одной стороны реально в заброшенных селах, в том числе и в заброшенном селении Кахул   можно находить, и находим черепки посуды, изготовленные по другой отличной от кахульской или других  технологий изготовления керамической посуды. При этом количество черепков изделий сформированных только из глинистого сланца (щебня), приблизительно равно количеству черепков  изготовленных по кахульской технологии, что говорит о распространенности и данной технологии. С другой стороны остается не понятным, как же они изготовлены?

Как ни странно, подсказкой в решении этой задачи стали слова «изготовлением керамической посуды занимались женщины», и мое рассуждение: А, что если ни какого нового способа изготовления керамической посуды не существует, а имеется заимствование в керамическое производство привычных и известных приемов приготовления определенных блюд из лезгинской кухни?

Во всяком случае, технология  формовки дна посуды, описанная С. С. Агашириновой, веками используется лезгинками при изготовлении традиционного  блюда - Алуга (пиццы).

И все стало на свои места, то есть,  заимствованы определенные операции, используемые при приготовлении Афара (чуду).  Хотя любой лезгин или дагестанец при произнесении этих двух слов обозначающих это весьма и сейчас популярное блюдо поняли, о чем речь, кратко представлю технологию приготовления афара в сравнении, с слоенной технологией  изготовления керамической посуды, чтобы показать, что заимствовано.

Афар. Собирают съедобные (лечебные, целебные и т.д.) травы, моют, крошат.  Добавляют брынзу (вариантов еще других добавок существует великое множество), готовят начинку. Из муки делают тесто, далее небольшие комки теста,  на специальном столе подсыпая муку (чтобы тесто не прилипло к столу) тщательно  разминают, скатывают шары (по кахульской технологии подсыпают золу и сильно измельченный щебень – глинистый сланец при раскатывании жгутов из комков глины),  на глаз определив по количеству начинки,  сколько выйдет афаров.  Далее  скалкой раскатывают шары из теста в тонкий 1,5 – 2 мм круг. На половину круга насыпается ранее приготовленный из трав начинка с добавками толщиной 1,5 – 2 см. Второй половиной круга из теста накрывается первая половина с начинкой, края образовавшегося полукруга из теста  с прослойкой из начинки защипывают. Затем эта заготовка кладется в печь – хьар. После извлечения из печи афара, его поверхностную часть хорошо смазывают сливочным маслом (делая небольшие надрезы в поверхностной части афара, также заталкивают в разных местах небольшие кусочки сливочного масла). Следующий афар кладется на предыдущий.

Значит,  находим аналоги изготовления отличной от известных технологий изготовления керамической посуды в технологии приготовления лезгинского национального блюда афар:

-щебеня (глинистого сланца) или сильно измельченного щебня толщиной 1.5 – 2 см – это начинка, в афаре;

-тонкого толщиной 1,5 -2 мм раскатанной чистой глины – эго раскатанное тесто из муки в афаре такой – же толшины;

- защипывание краев  тонких слоев  чистой глины с прослойкой щебня – это защипывание краев тонких слоев теста с прослойкой начинки в афаре.

При заимствовании этих технологических приемов из лезгинской кухни, остальные операции изготовления керамических изделий идут очень быстро и производительно.

Вот приблизительно основные технологические операции:

1. Заготовка глины (Расход потребного количества, дефицитной и качественной глины меньше);

2. Заготовка щебня – глинистого сланца (Проявления глинистого сланца, в горах встречаются гораздо чаще, чем глины. Размол в ступе, исключает операций фракционирования щебня через сито и перемешивания фракционированного щебня с глиной, а также операцию изготовления жгутов);

3. Раскатать скалкой, небольшие 2 куска  глины, как при изготовлении афара;

3.1. 3.1. На первый круг наложить и выровнять руками и скалкой слой фракционного или сильно измельченного щебня;

3.2. Наложить на первый круг второй круг, легко пройтись скалкой по верхнему кругу, для лучшего сцепления щебня со слоями глины и защипать края слоев;

4. Д        Далее приведу 2 примера изготовления керамических изделий лепной керамики – с простыми формами (тарелки, кружки и т.д.) и более сложных форм:

Для простых форм

4.1. Положить на центр  слоеного круга, изготовленного  по п.3, имеющийся образец, например, кура- тарелки, копию которого желают воспроизводить, смазанного тонким слоем жира или глины (для легкого отделения образца от копии изделия);

4.2. Загнуть края слоеного круга  на образец,  и отделить от заготовки. (Таким образом, получается копия изделия. При этом в случае укладки во внутрь образца слоев глины с щебнем размер получаемой копии будет чуть меньше, а если приложили слои глины с щебнем с наружной стороны образца, то размер копии будет чуть более);

4.3. Руками подправить форму,  нанести тонкий слой жидкой глины и оставить сушиться.

Для сложных форм.

Учитывая то, что сосуды, имеющие элементы простых геометрических тел, таких, как цилиндр, призма, конус, пирамида, можно лепить на заготовке из любого твердого материала. А также то, что вместо специально изготовленных заготовок можно с успехом использовать и имеющиеся в наличии различную посуду, подходящей по форме.

4.4. Положить на середину (центр) раскатанных слоев круга  деревянную заготовку  или имеющийся образец керамического изделия дном, копию которого желают воспроизводить, смазанного тонким слоем жира или глины (для легкого отделения образца от копии изделия);

4.5. Завернуть и придавить края раскатанных слоев на заготовку или образец.  Отделить от заготовки или образца копию (таким образом, получаем заготовку  дна будущего изделия);

4.6. Повторить п.3  с относительно большими 2 кусками глины;

4.7. Положить горизонтально заготовку или образец на слои раскатанной глины со слоем глинистого сланца, прижать слои глины к заготовке или образцу. Лишние части острым ножом или др. предметом вырезать. Образовавшийся круглый слой разрезать и отделить от заготовки или образца, с получением прямоугольника (таким образом, получаем заготовку средней части изделия);

4.8. Если  изделие – образец  имеют сужающиеся или расширяющиеся части повторить п. 4.7. для каждой части (таким образом, получаем заготовки остальных частей изделия);

5. Образовавшиеся заготовки будущего изделия последовательно снизу вверх, соединить между собой жидкой глиной, внести в форму изделия руками желаемые изменения, нанести тонкий слой жидкой глины, прикрепить ручки, при желании украсить изделие линиями или налепами и поставить сушиться;

6. С              6. Сушка и обжиг по кахульской технологии.

Выводы:

1. При данном способе изготовления керамических изделий количество   технологических операций меньше;

2. На выполнение отдельных технологических  операций требуется меньше времени;

3. Сами  технологические операции относительно однообразны при возможности одновременного изготовления многих заготовок изделий за один раз;

То есть если по кахульской технологии заготовкой  для формирования изделия является специальным образом подготовленный  жгут из глины и мастерица пока не завершит формирование одного  изделия  не может приступить к изготовлению следующего, то по этому способу мастерица может сначала, «массово» заготовить заготовки изделий, а потом также «массово» формировать из заготовок изделия. Данный способ также позволяет использования коллективного труда мастериц по принципу конвейера – одна раскатывает  слоеную глину, другая готовит заготовки изделий, третья из заготовок формирует изделия, а четвертая разукрашивает изделия и ставит на сушку.

4. Данный способ изготовления лепных керамических изделий, с  формированием изделий (из толстого слоя фракционного глинистого сланца (щебня) или сильно измельченного глинистого сланца вложенного в тонкие слои раскатанной глины с использованием вспомогательных приспособлений), отличается от способа формирования изделий по кахульской технологии тем, что является более совершенным способом, позволяющим производительно осуществить массовый выпуск изделий для продажи при ограниченном наличии ресурсов.

 

 

 

© 2010 Фонд лезгины.
За достоверность публикуемой пользователями информации администрация Фонда ответственности не несет.
При копировании материалов ссылка на lezghins.com обязательна.

Разработка сайтов в Махачкале