Книги На русском языке Мусаев М.А., Закарияев З.Ш. Биография шейха Мухаммада ал-Йараги, написанная его сыном Исмаилом (перевод с арабского языка, комментарии)

Мусаев М.А., Закарияев З.Ш. Биография шейха Мухаммада ал-Йараги, написанная его сыном Исмаилом (перевод с арабского языка, комментарии)

05.01.2016 17:53

Мусаев М.А., Закарияев З.Ш.

Биография шейха Мухаммада ал-Йараги, написанная его сыном Исмаилом (перевод с арабского языка, комментарии) // Вестник Дагестанского научного центра. 2015. №57. С. 44-50.

(Основное содержание статьи)

Среди выдающихся деятелей Дагестана XIXв. особое место занимает фигура ученого-богослова, шейха накшбандийскоготариката, муршида Мухаммада ал-Йараги ал-Курали. Несмотря на это, жизнь, общественно-политическая деятельность и, особенно, творческое наследие Мухаммада ал-Йараги все еще остаются недостаточно изученными. Между тем, еще в 1910 г. в «Исламской типографии» Мухаммад-Мирзы Мавраева в г. Темир-Хан-Шуре была издана литографическим способом объемная книга с образцами письменного наследия Мухаммада «Асараш-шайх ал-Йараги», которая до сих пор не переведена на русский язык.

В Фонде восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН хранится один из экземпляров этой книги. Всего в ней 192 страницы.

Ознакомление с текстом позволило установить, что: на стр. 2-52 содержится известное сочинение шейха Мухаммада ал-Йараги «Асар ал-Йараги»; на стр. 53-126 его же поэтическое произведение «Касыда ат-та’ийа ал-кубра»; на стр. 127-134 его же «Касыда ат-та’ийа ас-сугра»; далее приводятся образцы поэзии и корреспонденции ал-Йараги. Письма адресованы как известным нам, так и неизвестным людям и целым обществам, они различного содержания, например, с призывом строго придерживаться норм шариата, вступить в ряды последователей тариката и пр. На стр. 141-143 содержится биография Мухаммада ал-Йараги. В тексте не указано кто является ее автором. Профессор А.Р. Шихсаидов, на основании изучения одной из рукописных копий данной биографии, ныне хранящейся в Институте рукописей РАН в Санкт-Петербурге, установил, что автором является Исмаил – сын шейха Мухаммада ал-Йараги [Шихсаидов А.Р. Письменные памятники Дагестана (жанр биографий) // Письменные памятники Дагестана XVIIXIX вв. Махачкала, 1989.С. 9]. А.Р. Шихсаидов издал в русском переводе отрывок арабского текста этого жизнеописания. Отсутствие полного перевода побудило нас к публикации всего текста на русском языке.

Перевод текста биографии с арабского языка.

«Мухаммад, сын Малла-Исма‘ила, сына Малла-Шайх-Камала, сына Нузура ал-Йараги ал-Курали вступил на путь прекрасного тариката в тысяча двести тридцать седьмом году (1237 г. хиджры начался 28 сентября 1821 г. Здесь и далее даты по хиджре переводятся на христианское летоисчисление по григорианскому календарю – авт.), когда ему был пятьдесят один год. Пробудившись от [сна] отрешения, он вздыхал от сожаления, [что не сделал этого ранее].

Ему пришлось испытать все горести преследования, особенно от проклятых (ал-махзула) русских. Из-за этого он был вынужден бежать в начале месяца зу-л-хиджжа тысяча двести сорок пятого года (начался 24 мая 1830 г. – авт.) в область (вилайат)Табасаран. Он жил в течение примерно шестнадцати месяцев в селении Кюряг (Кураг), – да смилуется Всевышний Аллах над его жителями. Затем он отправился в селение Дюбек (Тивак), где пребывал примерно двадцать дней (в соответствии с устной традицией, в Дюбеке Мухаммад ал-Йараги выдал свою дочь за имама Гази-Мухаммада – авт.). Затем он переселился оттуда вместе с известным ученым, выдающейся личностью, обновителем религии (муджаддид), борцом на [пути] Аллаха Гази-Мухаммадом, при его возвращении со своим победоносным войском после осады города Дербента (Баб ал-Абваб) в месяце рабиʻ ал-ахир [1247 г.х.] (начался 9 сентября 1831 г. – авт.). [Мухаммад ал-Йараги] остановился в селении Эрпели (Ирфили) на несколько дней. Затем он переехал в селение Чиркей (Чирки), где оставался около месяца. После выступления Гази-Мухаммада с его победоносным войском в Чечню (вилайатЧачан) для нападения на крепость Кизляр, где ему сопутствовал успех, [в Чиркей] пришли грешные неверные вместе с лицемерами и нечестивцами [из числа мусульман] и чиркеевцы заключили мир с неверными (заключение мира имело место 27 октября 1831 г. – авт.) [     Отношение барона Розена к гр. Чернышеву, от 12 ноября 1831 г., №136 // Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Т. VIII. Тифлис, 1881. С. 544.]. По этой причине Мухаммад [ал-Йараги] переселился оттуда со своей семьей и учениками в селение Игали (Ихали) в [месяце] джумада ал-ахира (начался 7 ноября 1831 г. – авт.), и жил там до месяца зу-л-ка‘да (начался 2 апреля 1832 г. – авт.).10 Затем он отправился оттуда в селение Гимры (Кимра) – место жительства упомянутого борца за веру [Гази-Мухаммада], – да простит его Всевышний Аллах! И он жил там до месяца джумада ал-ула [1248 г.х.] (начался 26 сентября 1832 г. – авт.). Затем он переселился оттуда в селение Балахани (Балак) в середине этого же месяца. По истечении примерно двадцати дней неожиданно пришли неверные вместе с лицемерами и злодеями. В понедельник, в четвертый день [месяца] джумада ал-ахира (29 октября 1832 г. – авт.) между ними произошло сражение, войско мусульман потерпело поражение из-за некоторых лицемеров среди них. Упомянутый ученый муж, обновитель религии [Гази-Мухаммад], – да помилует его Всевышний Аллах, и да будет он ходатаем за нас в Судный день! – стал мучеником за веру вместе с некоторыми учеными, среди которых, совершивший обряд хаджа ‘Али-афанди, Нур-Мухаммад ал-Кахи, Малла-Ахмад ал-Кубали,Салман-афанди (указаны ученые, имена которых не упоминаются в биографических словарях дагестанских авторов, посвященных богословам.Судя по нисбам, двое из них были родом из населенных пунктов расположенных к югу от Самура и в Закавказье, – Куба и Ках – авт.), и некоторыми храбрецами и достойными людьми, – да помилует их Всевышний Аллах, и да сделает Он их нашими заступниками [в Судный день].

Дела религии, [возвысившиеся] благодаря усилиям непоколебимого обновителя [Гази-Мухаммада], были сведены на нет. Число ее сторонников уменьшилось, а число противников преумножилось. Дело благородного пути (шариата) было отброшено назад, и лицемеры отвергли речь Всевышнего Аллаха.

Проведя некоторое время [в Балахани, Мухаммад ал-Йараги] почувствовал, что его зрение слабеет. Он усердно принялся за заучивание Корана, которое он завершил в последние дни месяца шаввал [1250 г.х.](завершился 28 февраля 1835 г. – авт.) при помощи Всезнающего, Всевластного (ал-Малик) [Аллаха], прямо перед тем как отправиться в селение Согратль. [Мухаммад ал-Йараги] переселился туда [из Балахани] в начале месяца мухаррам тысяча двести пятьдесят первого года (начался 29 апреля 1835 г. – авт.), и жил [в Согратле] в течение примерно трех лет и четырех месяцев. (В данном месте имеется значок с пояснением на полях, что текст с самого начала до этого места передается из уст Мухаммада ал-Йараги – авт.)

Затем постигла его, – да будет над ним милость Всевышнего Аллаха – сильная болезнь, утром в четверг девятого числа [месяца] джумада ал-ахира тысяча двести пятьдесят четвертого года (30 августа 1838 г. – авт.) от даты хиджры Господина демонов и людей. В понедельник, в послеполуденное время, тринадцатого числа того же месяца (3 сентября 1838 г. – авт.), он скончался во время совершения ритуального омовения, – да смилуется над ним Всевышний Аллах! Собрались ученые, хаджии и благочестивые люди селения Согратль – да будет оно хранимо от всех напастей и зол, и мы совершили с ними заупокойную молитву и похоронили его там во вторник утром. Да помилует [Мухаммада ал-Йараги] Аллах и облачит в одеяния прощения, и да поселит его в самых лучших чертогах рая, и да сделает его нашим заступником в день Суда, ради почтения к правдивейшему пророку, его семейству и благословенным сподвижникам. Аминь! Он, – да помилует его Аллах, – был опорой выдающихся ученых, шейхом всех шейхов, украшением мусульман и ислама, обновителем шариата, наставником (муршид) накшбандийскоготариката, приближенным к Всевышнему (валий), познавшим Господа, отрешенным от всего мирского (захид), пребывающим постоянно в богослужении, знавшим Коран наизусть, совершившим хиджру (мухаджир) на пути Сострадающего [Аллаха], не терпевшим несправедливость, обладавшим неиссякаемой энергией, скромностью, щедростью, добротой к рабам Аллаха. В общем, он обладал самым благим нравом, все возвышенное и чистое ему было присуще, все низкое и порочное было ему чуждо, – да помилует его Всевышний, Всевластный, Милующий, и да сделает его нашим заступником в день Воскрешения. Аминь!».

Комментарии

Таким образом, из биографии следует, что:

1. Мухаммад ал-Йараги родился в 1186 г. хиджры, т.е. между 4 апреля 1772 г. и 24 марта 1773 г. (по григорианскому календарю). Его нисбы – ал-Йараги и ал-Курали свидетельствуют, что он происходил из лезгинского селения Верхний Яраг (лезг.: Вини Яраг) дагестанской исторической области Кюра. (Селение Вини Яраг находилось на территории нынешнего Магарамкентского р-на РД). В полном имени шейха традиционно используются нисбы ал-Йараги и ал-Курали. Сам шейх указывал нисбу ал-Йараги, она запечатлена в его надмогильной эпитафии в с. Согратль, на надмогильном памятнике его сына в с. Вини Яраг, в многочисленных письменных источниках (в том числе опосредованных, таких как деловая и личная переписка), в арабоязычных сочинениях Мухаммад-Тахира ал-Карахи, Абдуррахмана ал-Газигумуки, Хасана ал-Алкадари, Шуайба ал-Багини, Назира ад-Дургили, Али ал-Гумуки (Каяева) и множестве других. Иных указаний об общинной принадлежности и происхождении Мухаммада ал-Йараги в исторических источниках и научной литературе не имеется.

2. Отца Мухаммада звали Исмаил, деда – Шайх-Камал, прадеда – Нузур (местное произношение данных личных имен – Шихкамал, Нюзюр). Отец и дед, вероятно, были образованными людьми, поскольку носили приставку (хитаб)  к имени «Малла» (знаток в области мусульманского права и ритуала), которая впоследствии стала частью их имени. Арабский термин «мулла» мы читаем как «малла», поскольку именно в этой форме (огласованныйфатхой) он встречается в тексте.

3. Мухаммад ал-Йараги стал суфийским шейхом в пределах между 28 сентября 1821 г. и 17 сентября 1822 г.

4. В самом конце мая 1830 г. шейх бежал в Табасаран из-за преследования русскими.

5. Мухаммад ал-Йараги пробыл в табасаранском селении Кюряг (ныне в Табасаранском р-не РД) в течение «16 месяцев» – с конца мая 1830 г. по середину августа 1831 г.

6. Промежуток времени с середины августа по начало сентября 1831 г. шейх провел в табасаранском селении Дюбек (ныне в Табасаранском р-не РД).

7. 9-10 сентября 1831 г. по ал-Йараги присоединился к имаму Гази-Мухаммаду, который поселил шейха на несколько дней в кумыкском селении Эрпели (ныне в Буйнакском р-не РД).

8. В сентябре 1831 г. Мухаммад ал-Йараги с семьей переехал в аварское селение Чиркей (с. Старый Чиркей находилось на территории Буйнакского р-на РД) и покинул его примерно 8 ноября 1831 г.

9. Приблизительно 9 ноября 1831 г. шейх и его домочадцы перебрались в аварское селение Игали (ныне в Гумбетовском р-не РД), где жили до начала апреля 1832 г.

10. В начале апреля 1832 г. шейх переселился в аварское селение Гимры (ныне в Унцукульском р-не РД), где жил вплоть до конца сентября 1832 г.

11. Приблизительно 26 сентября 1832 г. по ал-Йараги с семьей переселился в аварское селение Балахани (ныне в Унцукульском р-не РД).

12. В период пребывания в Балахани (конец сентября 1832 – конец февраля 1835 г.) шейх начал терять остроту зрения, принялся заучивать Коран наизусть и стал хафизом.

13. В первых числах мая 1835 г. ал-Йараги вместе с семьей переехал в аварское селение Согратль (ныне в Гунибском р-не РД).

14. 30 августа 1838 г. Мухаммад ал-Йараги занемог, 3 сентября скончался, и на следующий день шейх был захоронен.

15. Мухаммад ал-Йараги прожил 66 лет (68 лет по мусульманскому летоисчислению), из которых последние 8 лет мухаджиром.

Обращает на себя внимание, что Исмаил написал о своем отце весьма скудно – по сути, только родословную, дату вступления в тарикат и хронологию смены шейхом места жительства. В тексте не упоминается о первом переселении Мухаммада ал-Йараги в Табасаран. Из русских источников следует, что в марте 1824 г. командующий Отдельным Кавказским корпусом А.П. Ермолов дал указание Аслан-хануКазикумухскому покончить с появившимся в Дагестане движением под руководством ал-Йараги. Хан имел встречу с шейхом и сообщил генералу, что сделаны соответствующие внушения и объявил «о совершенном водворении спокойствия». В следующем 1825 г. «местное начальство вторично довело до сведения Генерала Ермолова о действиях муллы Магомета и об успехах его учения. Генерал Ермолов строжайше предписал Аслан-Хану схватить мюршуда(муршида – авт.) и доставить его в Тифлис. Но Аслан-хан поручил это дело Гарун-беку, бывшему правителю кюринских владений, и хотя мулла Магомет, без всякого с его стороны сопротивления, был приведен в главное кюринское селение Кураг(Курах – авт.), однако тотчас же бежал оттуда, или, как некоторые полагают, добровольно был отпущен. После бегства из Курага, он скрывался в вольной Табасарани, где с успехом проповедовал мюридизм; семейство же его и родные проживали, между тем, спокойно в селении Яраг». В конце следующего 1826 г. шейх вернулся в Яраг, а в 1830 г. при новом «настоятельном требовании» командующего Отдельным Кавказским корпусом И.Ф. Паскевича (сменил А. Ермолова) о выдаче его, успел, при помощи хана уйти в Табасаран [Неверовский А. О начале военных беспокойств в Северном и Среднем Дагестане. СПб., 1847. С. 12-13;Комаров А. Казикумухские и кюринские ханы // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. II. Тифлис, 1869. Гл. IV. С. 28-29;Лобанов-Ростовский М. Б. Начало мюридизма на Кавказе // Русский архив, № 11. 1865. Изд. 2-е. М., 1866. С. 1153-1166].

Также в тексте Исмаила нет информации о произведениях Мухаммада ал-Йараги, его деятельности в качестве имама общины, суфийского шейха и много другой информации, которая представляет интерес. Даже когда делается отступление, описываются достоинства Гази-Мухаммада, автор не указывает, что его сестра Хафсат была супругой имама. В некоторых аварских селениях нам приходилось слышать предание, что отцом ее сына Хасана ал-Алкадари мог быть Гази-Мухаммад. Между тем, общеизвестно, что отцом Хасана был уроженец лезгинского селения Алкадар, ученый-богослов Абдуллах, сын Курбан-Али (ум.в 1278/1861-62 г.). Сторонники версии об отцовстве Гази-Мухаммада обычно ссылаются на два обстоятельства: 1. Мать Хасана Хафсат первоначально была замужем за Гази-Мухаммадом; 2. Хасан родился в с. Балахани, где семейства ал-Йараги и Гази-Мухаммада жили в момент гибели имама и после данного события. Однако дата рождения Хасана ал-Алкадари хорошо известна, ее приводит он сам в своем сочинении «Асари Дагестан» – это 11 число месяца джумада ал-ахира 1250 г.х. (15 октября 1834 г. по григорианскому календарю), т.е. через два года после гибели Гази-Мухаммада, когда Хафсат была женой алкадарца Абдуллаха, сына Курбан-Али [Гасан-эфенди Алкадари.Асари-Дагестан. Махачкала: Лотос, 2014. С. 200]. На это сторонники версии об отцовстве Гази-Мухаммада отвечают, что, дескать, время рождения могло быть изменено. Последнее не выдерживает критики, поскольку нет аргументированных причин для сокрытия данного обстоятельства, и оно не согласуется с шариатом, которому семейство ал-Йараги старалось строго следовать. Сам Хасан ал-Алкадари в «Асари Дагестан» своим отцом называет Абдуллаха ал-Алкадари, а своей родиной указывает селение Алкадар (ныне в Сулейман-Стальском районе РД) [Гасан-эфенди Алкадари. Указ.соч. С. 200-201]. О своем отце Абдуллахе Хасан ал-Алкадари пишет также в арабоязычном дневнике, представляющем собой семейную хронику, генеалогию ученого. В этой хронике, в частности, сообщается о рождении у него сына, названного «именем покойного отца ХаджжиАбдаллаха-эфенди» [Шихсаидов А.Р. Генеалогия ГасанаАлкадари // ГасанАлкадари. Ученый, поэт, просветитель. Сборник научных трудов. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2006. С. 170-171].Знаток биографий дагестанских ученых Назир ад-Дургили (1891-1935) также пишет об Абдуллахе б. Курбан-Али ал-Алкадари как отце Хасана ал-Алкадари [Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых: Дагестанские ученые и их сочинения / пер. с араб., коммент., факс.изд., указ. и библиогр. подгот. А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А. К. Бустановым. – М.: Издат. дом Марджани, 2012. С. 135]. Таким образом, все письменные источники единодушны в том, что отцом Хасана ал-Алкадари был Абдуллах, сын Курбан-Али ал-Алкадари.

Биография Мухаммада ал-Йараги, написанная его сыном, видимо, была хорошо знакома исследователям жизненного пути дагестанских ученых-богословов. Например, некоторые подробности (пребывание в Согратле «в течение трех лет и четырех месяцев» и др.), имеющиеся в биографических сочинениях Назира ад-Дургели и Али ал-Гумуки (Каяева) [Али ал-Гумуки (Каяев).Тараджимулама’иДагистан («Биографии дагестанских ученых-богословов»). Рукопись, на арабском языке. 150 л. Место хранения: Частная библиотека И.А. Каяева (г. Махачкала). С. 97-98; Назир ад-Дургели.Указ. соч. С. 128.] свидетельствуют об этом.

Тот факт, что рассматриваемая биография включена в одну книгу с произведениями Мухаммада ал-Йараги, является аргументом в пользу того, что опубликованное наследие шейха было собрано его сыном. Исмаил ал-Йараги был известным ученым-богословом и преподавателем. Образование получил у своего отца – шейха Мухаммада ал-Йараги, и других дагестанских ученых. В течение около 20 лет он занимал должность главного кадия (кади ал-кудат) Кюринского округа Дагестанской области. О нем пишут, в частности, Хасан ал-Алкадари [Гасан-эфенди Алкадари. Указ. соч. С. 192-193], приходившийся Исмаилу ал-Йараги племянником, и Назир ад-Дургили [Назир ад-Дургели.Указ. соч. С. 128]. На надмогильном памятнике Исмаила ал-Йараги в селении Верхний Яраг высечена арабская эпитафия, полный текст которой гласит: «Каждый, кто на ней (т.е. на Земле), исчезнет. Усыпальница шейха, выдающегося ученого, хафиза (т.е. знающего Коран наизусть), совершившего обряд хаджа (ал-хаджж) Исма‘ила-афанди, сына шейха, хафиза Мухаммада-афанди, сына Исма‘ила-афанди, сына Малла-Шайх-Камала, сына Нузура ал-Йараги, – да освятит Всевышний Аллах их могилы, да будут освещены их могилы! Он умер (буквально: «забрал его Всевышний Аллах») в месяце сафар 1322 г.» (т.е. между 17 апреля и 15 мая 1904 г. по григорианскому календарю).

Сведения, приведенные Исмаилом ал-Йараги в биографии своего отца, которые можно сопоставить с данными русскоязычных источников, в частности, с армейскими рапортами, и дагестанскими арабоязычными источниками, показывают их абсолютное соответствие и высокую степень достоверности. Примерами этому могут служить датировки похода Гази-Мухаммада на Дербент, смерти имама, заключения договора между русскими военными и чиркеевцами. Установить точную дату написания биографии на основании имеющихся материалов не представляется возможным. Предположительно, биография была составлена в конце XIX в., но, вероятно, автор пользовался ранними (своими или чужими) записями.

В печатном издании биографии, осуществленном в «Исламской типографии», не указано название, которое дал своему труду автор. Между тем, рукописный список данного сочинения, хранящийся в Институте восточных рукописей РАН, озаглавлен как «Тарджамат хал аш-шайх Мухаммад б. Исма‘ил ал-Йараги ал-Курали» («Биография шейха Мухаммада, сына Исмаила ал-Йараги ал-Курали») [Арабские рукописи Института востоковедения: Краткий каталог / под ред. А.Б. Халидова; сост.: С.М. Бациева, А.С. Боголюбов, К.А. Бойко, О.Г. Большаков, П.А. Грязневич, А.И. Михайлова, Л.И. Николаева, С.Б. Певзнер, М.Б. Пиотровский, А.Б. Халидов, Т.А. Шумовский. Ч. 2. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1986. С. 12.]

«Биография шейха Мухаммада, сына Исмаила ал-Йараги ал-Курали» интересна, кроме прочего, тем, что является одним из немногих образцов жанра биографий в дагестанской традиции, посвященных жизни одной отдельной личности.

 

 

 

 

© 2010 Фонд лезгины.
За достоверность публикуемой пользователями информации администрация Фонда ответственности не несет.
При копировании материалов ссылка на lezghins.com обязательна.

Разработка сайтов в Махачкале