Новости Архаичные способы изготовления керамических изделий, использовавшиеся в Южном Дагестане

Архаичные способы изготовления керамических изделий, использовавшиеся в Южном Дагестане

16.03.2016 14:35

 

Архаичные способы изготовления  керамических изделий,  использовавшиеся  в  Южном Дагестане на примере реконструкции изготовления керамических изделий по Кахульской технологии

М. А. Алимов

Керамика – первый искусственный материал, созданный (не обработанный, а именно созданный) человеком после освоения им огня.

Керамика по сравнению с металлами, стеклом, деревом в наименьшей степени подвержена атмосферным воздействиям и потому образцы, в т. ч. и обломки древнейших керамических изделий дошли до наших дней в сравнительно хорошем состоянии и в большом количестве.

Обломки керамических изделий, встречающиеся в южном Дагестане, дают важную информацию об уровне культуры народов проживавших на этой территории  и об уровне развития техники в  различные эпохи.

Для создания любого изделия (или инструмента) необходимо обладать знаниями и четко представлять из чего – (каких материалов) его можно сделать. Также необходимы знания, с помощью каких инструментов (приспособлений) и в какой последовательности производственных процессов необходимо осуществление работ, чтобы получить изделие с заранее заданными характеристиками. Как следует из указанного для того, чтобы осуществить что-либо созидательное, необходимо обладать знаниями  по материаловедению и технологическими знаниями. В связи с тем, что вся история изготовления инструментов, изделий, его  производства и применения неразрывно связаны с знаниями по материаловедению и технологическим знаниям, изучение именно обломков керамических изделий а не целых изделий оказывается важнейшим источником информации по реконструкции культуры народов проживавших на определенной территории и об уровне развития техники в различные эпохи.

 

Учитывая важнейшее свойство керамики – в наименьшей степени подвергаться атмосферным воздействиям, поэтому наиболее восстановимой (реконструируемой) оказывается технологическая сторона дела. Именно через технологическую сторону дела, можно в более - менее полной мере представить:  домашние промысла и ремесла, составляющих важную часть экономики древних обществ в частности Южного Дагестана. А также представить такие вопросы, как разделение труда, взаимосвязь ремесленников и их продукции с остальной массой общинников, положение профессионалов в древнем обществе и многие другие моменты социального порядка, которые в силу своей специфики не могут быть решены даже на чисто археологическом материале.

 

Ниже приводится составленная мною уточненная  последовательность основных  технологических операций изготовления Кахульской керамики.  Описанные С. С. Агашининовой  в монографии «Материальная Культура лезгин XIX -  начало XX в.» изд. «Наука» Москва, 1978 г. стр. 82-89  и статье  С.С.Агаширинова «Традиция керамического производства у лезгин Дагестана (По материалам с. Кахуль)», журнал «Советская этнография», 1984 г., № 1 стр. 110-116,. с внесенными   изменениями в  последовательность выполнения отдельных технологических операций,  добавлениями отдельных технологических операций, пояснениями и уточнениями, выявленными на основе анализа фактического материала – обломков керамических изделий  собранных в ходе обследований заброшенных сел в Ахтынском и Рутульском районах Республики Дагестан.

 

Дело в том, что Сария Седреддиновна Агаширинова будучи этнологом описала технологию изготовления керамических изделий со слов переселённых Кахулок по прошествии более 25 лет, как селение Кахуль оказалось в положении заброшенной. Соответственно они  не участвовали в изготовлении керамических изделий по Кахульской технологии в селении Кахуль, возможно слышали, как делали... Соответственно в описании наблюдаются нарушения последовательности выполнения многих технологических операций, а также по причине не точного описания используемых местных материалов, повторить и получить образцы изделий  Кахульской керамики по описанной в работах технологии не возможно. Однако, искренне  благодарен  С. С. Агашириновой за данные единственные опубликованные научные работы, которые позволили реконструировать Кахульскую технологию изготовления керамических изделий.

 

Учитывая специфику,  и с целью наглядности основные последовательности технологических операций изготовления керамических изделий по Кахульской технологии представляю в табличной форме.

№№

П/П

Используемые

Материалы

Пояснения

Дополнительная

Информация

1.

2.

3

4.

1

Глина

Добыча и доставка глины под навес, к месту формовки керамических изделий.

 

(Ко времени обследования заброшенного селения Кахуль, в июне 2014 г.    Место, где осуществлялось добыча глины, оползнем было завалено).

Глина – мелкозернистая осадочная горная порода, (образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания) пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.

К глинам относят породы, состоящие более чем на 50% по массе из частиц размером до 0,01 мм.

Главные химические компоненты – SiO2 (30 – 70 %), Al2 O3 (10 – 40 %) и Н2О (5 – 10 %); в меньших количествах содержатся Fe2O3, FeO, TiO2, CaO, MgO, K2O, Na2O, CO2. Т. е. по химическому составу глины  являются гидроалюмосиликатами.

1.1.

Сушка глины в течение 5 – 6 дней под навесом.

Срок воздушно - сухой сушки глины зависит от размера извлеченных комков глины, влажности воздуха и температуры окружающей среды.

1.2.

Измельчение комков глины плоским камнем, одновременно очищая глину от камешков и различного мусора

Также сортировка комков не высохшей   глины с перекладыванием для дальнейшей сушки.

1.3.

Просеивание измельченной глины через сито с крупными отверстиями (диаметром в 0,5 см), сделанной из козьей шкуры.

С одновременным очищением от мелких камней, остатков сгнивших растений и других инородных веществ

Хранение измельченной глины в отдельной емкости под навесом.

1.4.

Замачивание нужного количества глины водой в течение 3 – 4 суток, где она должна «мокнуть».

В яме, корыте или в др. емкости под навесом. Уровень заливаемой воды для «замачивания» должно быть на 3 – 5 см выше уровня глины.

1.5.

Перемешивание «топтание» глины до приобретения тягучести как у теста и не прилипания к рукам.

С одновременным очищением от остатков оставшихся мелких камней.

2.

 

 

 

 

 

 

Глинистый сланец

В работах С. С. Агашириновой – «Щебень» - «Шим». Слово шим, в переводе с лезгинского и по смыслу слова, означает песок мелкой фракции. Т.е. получается не определенное словосочетание мелкий  песок с размером щебня.

Добыча и доставка глинистого сланца под навес, к месту формовки керамических изделий.

Собственно под словом щебень (шим - песок) употребляемые С. С.

Агашириновой следует понимать  не щебень из бутового, или других камней  получаемый дроблением горных пород.  Или  песок, образованный из тех  – же камней и встречающийся в ложах   рек (зачастую в смеси и с глиной).

Анализ обломков изделий изготовленных по Кахульской технологии показывает, что использовался не просто «шим», например песок, встречающийся в ложах горных рек, а именно глинистый сланец.

Глинистый сланец («сравнительно мелкий, крепкий, темно-голубого цвета») представляет собой древние геологические отложения глины уплотненная и измененная давлением и позднейшими метаморфическими процессами  и оказавшиеся на поверхности. В отличие от глины не размокает в воде и не пластична.

Состав химических компонентов приблизительно такой же, как и у глин.

Учитывая то, что глинистый сланец – это древние геологические отложения глины «не размокает в воде и не пластична» и эти же свойства приобретает глина при обжиге, можно предположить, что наиболее близким к глине по коэффициенту расширения при обжиге веществом является именно глинистый сланец. Можно представить,  сколько проб и ошибок начиная со времени неолита, пришлось пройти лезгинкам, пока не установили,  что наилучшей добавкой в глину является именно глинистый сланец. Данное изобретение, безвестной мастерицы,  тысячелетиями передавалось из поколения в поколение.

Добавление глинистого сланца в глину обеспечивает, кроме того,  более равномерное высыхание и сжатие изделия из глины при увеличении прочности изделия и сокращение возможности ее резкой усадки во время формовки,  сушки и обжига.

Предполагаю, как заменитель глинистого сланца, также можно использование и аналогичным образом переработанного гончарного лома.

2.1.

Размол крупных частиц глинистого сланца в ступе, просеивание через сита изготовленных из козьей шкуры с извлечением фракции 0,5 – 0,3 см.

Складывание фракционного глинистого сланца в отдельной посуде под навесом, у места формовки керамических изделий.

Для извлечения фракционного состава глинистого сланца фракции 0,5 – 0,3 см добавляемого в глину, необходимы 2 сита с отверстиями чуть больше 0,5 и 0,3 см.

В этом случае в ходе просеивания через сито с отверстиями чуть более 0,5 см можно отделить крупные частицы глинистого сланца, которые должны поступить на дальнейший размол в ступу и фракцию глинистого сланца 0,5 см и меньшую. Через сито размером чуть более 0,3 см. Просеиванием отделяется фракционный состав от 0,5 – 0, 3 см от  более мелкого нефракционного состава.

2.1.1.

Дальнейший размол мелкого  нефракционного состава  глинистого сланца в ступе, с последующим размолом  на растирочном столе состоящего из плоского камня и другого округлого растирочного камня (аналог зернотерка)   до сильно измельченного состояния, фракции ≥ 0,1 мм.

Складывание нефракционного глинистого сланца фракции ≥ 0,1 мм в отдельной посуде под навесом, у места формовки керамических изделий.

3

Зола от кизяка.

Складывание золы от кизяка в отдельной посуде под навесом, у места формовки керамических изделий.

Содержание минеральных веществ в золе кизяка составляет:  Калий (К2О) 10 – 12%, Фосфор (Р2О5) 4 – 6%, Кальций (СаО) 7 – 9%.

4.

жидкая глина консистенции сливок – для заглаживания поверхности изделий.

Разбавление глины водой до консистенции сливок в отдельной посуде под навесом, у места формовки керамических изделий.

Подготовительные работы

 

5.

Глины

Добавление в глину фракционного глинистого сланца размером 0,5 – 0,3 см. из расчета 1 часть щебня – 5 частей  глины (до 20% фракционного глинистого сланца), с продолжением перемешивания глины до образования равномерной смеси.

а при надобности и воды, если глина оказывалась чрезмерно густой.

6.

Подготовка рабочего места

Доставка на рабочее место соответствующей доски – низкого стола  (кртIын) для раскатывания жгутов.

6.1.

Раскладывание около доски – низкого стола (кртIына):

- Емкости с глиной в смеси с фракционным  глинистым сланцем;

- Плоских камней- подставок различных  размеров для формовки изделий различных емкостей, на которых осуществлялась в последующем и сушка;

- Посуды  с  золой (из кизяка);

- Посуды с сильно измельченным  глинистым сланцем, (растолченного в ступе, далее на растирочном столе);

- Емкости с жидкой глиной для заглаживания поверхности изделий, консистенции сливок; (т. е. разбавленной в воде до густоты сливок той же глины).

Плоские камни  подставки, которых вращали на доске – столе для формовки изделий  это один из ранних вариантов гончарного круга,  а обильно посыпанный золой из кизяка  или размолотым глинистым сланцем плоский камень  обеспечивал и  разделительный слой между изделием и плоским камнем, на котором и осуществлялась дальнейшая   сушка  изделия.

Считаю, еще ранее функцию гончарного круга при ручном  формировании лепной керамики выполнял, кусок грубой ткани. Обломки изделий ручной лепки керамики с рисунком ткани на наружной стороне изделий, найдены нами в нескольких заброшенных селах по долинам рек Ахты-чай, Самур и его притоков.

Известен археологам и другой пока не встретившийся у нас в Южном Дагестане способ использования тканей. Сшивали из ткани форму изделия, набивали форму песком, а сверху форму обмазывали глиной. По мере высыхания глины песок выгребали и тканевую форму извлекали. На таких изделиях рисунок ткани впечатывался на внутренней стороне изделия.

Реконструирован мною также еще один древний способ формирования изделий ручной лепки керамики. Форму изделия формировали из смеси «коровьей лепешки» с соломой кизяка  (аналог «купар», «гилигар»),  которую после сушки обмазывали с наружи глиной. После воздушно сухой сушки изделия, изделие вместе с содержащимся внутри изделия кизяком клали в костер.

В этом случае на внутренней стороне изделия просматривается рисунок выгоревших  соломинок входящий в состав кизяка.

Такие обломки керамических изделий впервые найдены нами в заброшенном селении Уна Рутульского района, позже и в других заброшенных селах Ахтынского района.

Считаю данный «кизячный» способ,  формирования керамических изделий ручной лепки более поздним и более совершенным изобретением  по сравнению с «тканевым» способом и более производительным. Т.к. позволял более массово, изготавливать вначале из кизяка заготовки изделий, в том числе и более сложных форм, потом, также массово изготавливать изделия, которые вместе с кизяком и обжигались на костре. Т.е. при данном способе изготовления керамических изделий можно было удовлетворить не только потребности индивидуальной личности или семьи, но и потребности общины.

 

Если осуществить ранжирование архаичных способов изготовления керамических изделий ручной лепки, встречающихся в горной части южного Дагестана, то самым древним способом ручной лепки керамических изделий  оказывается «тканевой» способ, который  удовлетворял индивидуальные или семьи  потребности. На втором месте оказывается  «кизячный» способ, которым можно было удовлетворить потребности не только семьи, но и общины с появлением возможности товарного обмена или торговли в небольших объемах. И на третьем месте оказывается Кахульский жгутовой способ лепки керамических изделий, гораздо более в технологическом отношении совершенный и более приближенный к гончарному кругу, и нацеленный на торговлю керамическими изделиями.      

7.

Формовка изделий

 

 

7.1.

Формовка дна посуды

Для чего мастерица:

- Отбирала плоский камень – подставку нужного размера обильно посыпала золой или сильно измельченным глинистым сланцем и клала на доску – низкий стол (кртIын);

- От всей массы глины отделяла часть необходимую для изготовления дна посуды, разминая ее руками, клала на  плоский камень-подставку;

-  Затем ударами тыльной стороны ладони, сжатой в кулак сплющивала ком, пока он не  принимал форму дна;

- Далее она тремя пальцами (большим, указательным и средним) обеих рук как бы  расплющивала края дна и превращала края дна в основание стенок сосуда.

 

 

Аналогичная технология веками используется лезгинками и при изготовлении традиционного лезгинского  блюда - Алуга (пиццы) а также другого блюда -  Къыка.  Расплющиваются вверх края недопеченного тонкого хлеба вынутого из традиционной лезгинской двухскатной печи для выпечки хлеба – хьар.  Куда (в эту образовавшуюся емкость  из хлеба)  заливаются  яйца, кусочки брынзы и т.д., и опять кладут в хьар, чтобы испечь  Алуга.

Кроме того данная технология использовалась и в детской игре называемой – «панкъар».  Суть игры заключалось в том,  что дети  каждый себе из грязи делали аналогичное «основание стенок сосуда»,  3 и более пальцами обеих рук, после чего по одному с размаху били этим панкъом об землю. Стенки панкъа при ударе создавали герметичность, внутри давление воздуха повышалось, т.к., стенки сосуда сплющивались,  дно разрывалось, издавая характерный хлопок – панкъ. Победителем объявлялся тот, у кого был более громкий хлопок и большие разрывы на дне панкъа, после чего начинался второй раунд. Можно предположить,  дети подсмотрели игру у мастериц, которые таким же образом поступали - «отбивали глину» с бракованным «основанием  стенок сосуда». Вполне возможно, что этой детской игре тоже столько же лет, как и лепной керамике.

 

8.

Формовка стенки изделия

 

 

 

 

 

Сами стенки изделия  делались из глиняных жгутов. С этой целью брали  ком  глины из глины перемешанной с глинистым сланцем, и на предварительно обсыпанной золой доске – низком столе (кртIын) ладонями раскатывала его, чтобы получился жгут диаметром в  4 – 5 см, длиной около 35 – 40 см.;

Потом прикрепляла жгут к основанию стенок сосуда, одновременно уплотняя их;

В процессе работы придавала сосуду желаемую форму, соединяя один жгут с другим жгутом. Важнейшим моментом данной операции являлось то, что при соединении жгутов между собой в местах соединения жгутов чтобы не образовались пустоты с воздухом, которые при обжиге изделия могли его разорвать, подравнивали толщину стенок,   производили заглаживание, поворачивая камень-подставку. Смочив руки водой, сначала заглаживали жгуты, а затем и весь сосуд, но уже глиняным раствором;

1)Самой ранней техникой изготовления глиняной посуды, изобретенной ок. 5000 лет до н.э., в эпоху раннего неолита, была лепка сосуда вручную из комка глины. Глину мяли и выдавливали до получения нужной формы и далее после воздушно сухой сушки, обжигали на костре. Делалось это следующим образом: в земле выкапывали яму, на дно ее клали сухие дрова, хворост, солому. На них клали глиняные изделия воздушно сухой сушки, на которые сверху опять клали солому, хворост и дрова с таким расчетом, чтобы при выгорании топлива изделия не упали и не разбились. Далее заполняли яму дровами и углем до верха. Поджигали костер и поддерживали его в течение нескольких часов. Обжиг начинался, когда костер оседал. Весь его жар оставался в яме. Готовые изделия с качественным обжигом извлекали на следующий день.

Образцы изделий, выполненных в этой древней технике, которая и сегодня используется некоторыми гончарами, были обнаружены в Иордании, Иране и Ираке.

Нами обнаружены при обследованиях заброшенных селений – Уна Рутульского р- на, Левер хюр, ЧIвегьер хюр и др. селений Ахтынского р-на, а также рядом с  выявленным нами поселением Мискинджа3 Куро – араксского, периода в Докузпаринском р-не, как и вышеописанные другие варианты ручной лепки керамических изделий.

2)Более поздним изобретением, считается техника кольцевой лепки. Где   форма сосуда  выстраивался из множества глиняных жгутов. Плоское, вылепленное от руки глиняное основание окружали толстой полосой (жгутом), а затем давлением и разглаживанием достигали прочного соединения основания и ленты. Остальные полосы добавляли до тех пор, пока изделие не приобретало  желаемую высоту и форму. Для облегчения процесса выстраивания и выглаживания стенок внутри горшка в руке держали округлый камень, а снаружи поверхность отбивали лопаточкой. В этой технике изготавливали прекрасную глиняную посуду со стенками одинаковой толщины.

3)Как видно из описания формовки изделия, Кахульская технология изготовления лепных керамических изделий относится к изобретениям кольцевой лепки относящегося к периоду позднего неолита и энеолита (медного века) – 4… 2 тыс. лет до н.э., с добавлением в глину в виде наполнителя глинистого сланца определенного размера.

4)Кроме того формы изделий изготовленных по Кахульской технологии показывает, что они имеют плоское дно. Данное обстоятельство указывает на распространение и использование  при изготовлении керамических изделий низкого плоского стола – кртIын. Наличие такого стола, на который клали различные керамические изделия (сервировка стола в повседневной жизни) и плоского печного пода – хьар (лезгинская традиционная  двухскатная печь, по принципу работы и конструкционно,   аналогичная    двухскатному горну обжига керамических изделий). Т.е. наличие вышеуказанных признаков указывает на преобладание оседлого образа жизни.

Также можно, на основе установленного как и по черепкам встречающихся во многих  других заброшенных селах  заявить:

- Кахульская технология - техника кольцевой лепки, при которой изделия   лепной керамики формировалась  из глиняных жгутов подготовленных специальным образом с добавлением специальных наполнителей (глинистого сланца) и добавок (золы кизяка и размолотого глинистого сланца), позволяет установить, что   возможно, данная технология была изобретена и стали применяться с середины - конца 4 тысячелетия до н.э.

Из выше указанного вытекают  следующие  выводы:

- Кахульская технология – техника кольцевой лепки является более совершенной, более производительной,  также данная технология позволяла использование труда коллектива женщин специализирующихся на одновременном изготовлении различных элементов изделия (типа конвейера).

- Но одновременно является и  более  поздней технологией по сравнению с лепкой сосуда вручную из комка глины, когда глину мяла и выдавливала до нужной формы одна мастерица и обжигом на костре. Как и другие выше описанные в  «п.6. - Дополнительная информация», другие  древние способы и  технологии изготовления керамических изделий  лепной керамики, обнаруженные нами в заброшенных селах в ходе обследований.

9

Формовка ручек изделия.

По завершении формования посуды приступали к формованию ручек, одной, двух  или более в зависимости от назначения посуды. Формы ручек были нескольких разновидностей: валковые, круглые в сечении, ленточные, псевдоручки в виде небольшого, сжатого с боков вертикального выступа, и др., которые складывали рядом с сосудом на камень-подставку для сушки под навесом.

Для лучшего соединения ручки с сосудом на места соединения ручки с сосудом  наносились штрихи. В связи с тем, что время сушки ручек и посуды зачастую разнились, приходилось ждать, пока высохнут ручки. После чего на эти места, наносили соответствующей консистенции глину выполняющую функцию клея, заглаживали места соединения, осуществляя прикрепление ручки с сосудом с последующей сушкой.   В связи с тем, что некоторые мастерицы «халтурили» при выполнении этих важных технологических операций. Можно «находить работы  халтурщиц», среди обломков изделий,  ручки которых отлетели от посуды, или черепки ручек выглядят подверженными шелушению  из-за этой недоработки, т.к. на обжиг подавали посуду с прилепленными «мокрыми» ручками;

10

Сушка изделия.

Сушке изделия  придавалось большое значение. Не полагалось сушить под

прямыми солнечными лучами, ибо от этого изделия могли потрескаться.

Следовало сушить в тени под навесом, желательно оберегая от сквозняков и пыли,  в течение нескольких дней, а иногда и недель (в зависимости от погодных условий, и толщины стенок изделия), для чего готовые изделия на плоских камнях-подставках переносились под навес. Если изделия недостаточно высыхали, они во время последующего обжига могли потрескаться.

11

Обжиг изделий.

Обжигали изделия прямо на земле без каких-либо специальных приспособлений;

Топливом служил кизяк (навоз с добавлением небольшого количества соломы).

При обжиге соблюдался определенный порядок укладки кизяка и сосудов. Сначала на

землю клали один слой кизяка – купар  (величина площади, занятой им, зависело от количества изделий, предназначавшихся для обжига). На него помещали посуду так, чтобы она и кизяк располагались как бы в шахматном порядке, подкладывая в промежутки определенным образом и гилигар. Поверх посуды снова клали слой кизяка - купар, затем опять посуду и т.д. Таким образом, получалось 4 – 5 слоев, из которых верхние были меньшего размера, чем нижние. Эта своеобразная пирамида из кизяка и гончарных изделий называлась куьм (в пояснении С. С. Агашириновой - не переводится);

Затем куьм поджигали в трех- четырех местах по краю основы (т.е. снизу). Куьм разгорался сравнительно быстро, поскольку при сооружении его женщины, соблюдали необходимые условия тяги. Огонь держался почти сутки, если его не гасили. По истечении одного дня лепные гончарные сосуды считались готовыми к использованию. Они приобретали нужный цвет. При хорошем огне  обжиг производился в течение 5 – 7 часов.

Многие мастерицы по истечении этого времени бросали на огонь землю, мелкий сор,  чтобы он постепенно гас, другие оставляли изделия на медленном огне иногда до суток. Очень важно было правильно провести обжиг. Если сосуды были недостаточно высушены, при обжиге, они шелушились, оказывались недоброкачественными;

 

Четырехугольные плитки кизяка (длина 22-24 Х35-40 см, толщина 10-12см, изготавливались в специальных деревянных формах – Купар, а округло - продолговатой формы, до 20 см длины и 5 см толщины в середине  изготавливались вручную - Гилигар) которые  особенно ценились  при обжиге посуды, потому что горели медленно и долго;

Хочу также высказать свое предположение относительно слова «куьм», используемой С. С. Агашириновой  с пояснением, что данное слово (не переводится), также используемой Р. А. Рамазановым для обозначения этого же места словом «тум» тоже без пояснения. (Р. А. Рамазанов.  «Шиназ. Краткие очерки истории, культуры древнего аула».  Дагестанское книжное издательство, Махачкала, 1990 г. стр. 79 – 80.) Как видно оба слова, используемые в  лезгинском и рутульском языках  трехбуквенные, значит слова  древние. В обоих языках данные слова обозначают место, где разжигали костер для обжига керамических изделий. Как известно «огонь без дыма не бывает». То есть в обоих словах  «куьм» и «тум», слышится другое лезгинское слово  «гым» – дым. Действительно место обжига (кизяками и в т. ч. сырыми дровами чтобы долго горели)  керамических изделий,  характеризуется  не столько  видимым огнем, а именно дымом и вполне возможно лезгинское слово «гым» – дым, явилось основой создания новых слов «куьм», «тум» обозначающих место обжига керамических изделий.

Как можно понять из текста касательно обжига Кахульской керамики, а также из того,  что при раскатывании  жгутов из глины в его поверхностную часть, из которого формируется поверхностные области изделия  искусственно добавляются сильно измельченный глинистый сланец (с химической точки зрения при высокой температуре весьма активный), а также зола кизяка. (Содержание минеральных веществ в золе кизяка как указывал выше составляет:  Калий (К2О) 10 – 12%, Фосфор (Р2О5) 4 – 6%, Кальций (СаО) 7 – 9%.).

Как видно из содержания минеральных веществ в золе кизяка и глине,  а также того, что при обжиге кизяком  раскаленные глиняные изделия находятся в окружении горячей золы.  Такой состав горячей золы кизяка,  вместе с составом сильно измельченного глинистого сланца способствует уменьшению плавкости поверхностной части обжигаемого изделия, упрочнению его  поверхностной части   через создание на поверхности изделия отдаленного аналога глазури.

12

Ассортимент гончарных изделий.

Ассортимент гончарных изделий, изготовлявшихся кахульцами в конце XIX - начале XX

веков, был весьма разнообразен.

Это: кварар печер – кувшины больших объемов и размеров для изготовления масла (маслобойки), для хранения зерна и различных продуктов (сыра, масла, сыворотки, творога и т.д.), кечинар – крупные кувшины с широким горлом, плавно переходящим в яйцевидное тулово, и сравнительно узким дном, употреблявшиеся в хозяйстве для различных нужд, касланар – различные  кувшины для ношения воды, чапакар – горшки с отогнутым венчиком, иногда с ручками, круглыми в сечении, а также горшки приземистой формы с очень широким туловом и горловиной (использовались главным образом при доении коров), кьичIер – различные сосуды для варки пищи с широкими горловинами и слегка отогнутыми венчиками, суьзекар – большие миски с дырочками типа дуршлага (использовались для отделения бульона от хинкала), палан кешер – миски малых размеров типа дуршлагов, курар – тарелки различных емкостей и форм для пищи, пехвер – миниатюрные горшочки различных емкостей со слегка уплощенным  либо плоским и широким донцем и т.д., предназначавшихся для молока, творога, простокваши,  сыворотки и пр. (их крестьяне брали в поле на работу), яд хьвар цIибер – маленькие сосуды для питья воды, молока и т.д., гетеяр – небольшие кувшины для хранения масла, меда, сливок и других продуктов, гечинар – небольшие кувшинчики для питьевой воды (использовались в полевых условиях во время летних сельскохозяйственных работ), чукваяр – специальные горшки разной величины для закваски молока.

Общие характерные признаки Кахулских керамических изделий

В большинстве случаев  Кахульские керамические изделия не орнаментировались.

Иногда после заглаживания прямо по сырой глине щепкой, веткой или острым краем плоского камня наносились штрихи, в виде зигзагов, елочек, полосок, горизонтальных и ломанных  линий  на посуду, или ручку посуды, использовали и волнистые налепы из  тонкого жгута изготовленного из  глины,  и т.п.;

Нами обнаружено, что «волнистые налепы» на жгуте исполнялись также и ручным «зашипыванием» жгута, а также на отдельных обломках керамических изделий видно, что так называемые  «штрихи» нанесены и «ногтевым орнаментом», т.е. четко видны отпечатки ногтевых пластин   мастериц, возможно и детей в т.ч. и на ручках изделий;

Формы изделий (посуды) в основном простые с широким горлом, толщина стенок  сосуда в среднем 2 см, (и более в зависимости от размера и объема сосуда).

Через стенки сосуда просматривается отдельные кусочки глинистого сланца, на изломе (черепка) четко просматривается глинистый сланец кристалликами  черного цвета.

Также  явственно просматривается осуществленное  заглаживание чистой жидкой глиной с наружной и внутренней стороны сосуда;

Обычно изготавливались несколько сосудов разных емкостей и размеров, пока не  заканчивалась вся подготовленная глина;

Высохшие изделия обыкновенно полировались (лощение)  продолговатым, окатанным бутовым   гладким камнем (чюни - оселок), после чего поступали на обжиг.

По причине отсутствия качественной глины в Ахтынском и Рутульском районах,  использования архаичных методов обжига, когда в куче горшков температура оказывалась различной, (некоторые из них иногда не нагревались до спекания глины). Такой тип обжига давал неоднородные результаты, соответственно цвет Кахульской керамики (иногда даже и в одном изделии) оказывался   непредсказуемым, так как некоторые участки полностью подвергались  процессу окисления и спекания, а некоторые изделия или части их в значительно меньшей степени. Соответственно цвет одних изделий (или участков изделия) оказывался коричневато- красными, а другие сероватыми или черными.

В связи с тем, что процесс обжига посуды предусматривал однократный обжиг,  черепок имел в основном пористую и абсорбирующую структуру.

 

 

 

 

 

 

Ниже представляю фотографии Кахульской посуды из  монографии С. С. Агаширинова «Материальная культура лезгин XIX - начало XX в.» изд. «Наука», Москва, 1978 г.

 

 

 

 

 

Ниже представляю фотографии некоторых тех же изделий  Кахульской посуды из  монографии С. С. Агаширинова «Материальная культура лезгин XIX - начало XX в.» изд. «Наука», Москва, 1978 г., осуществленных мною в Ахтынском краеведческом музее.

 

Как видно даже по фотографиям данные изделия изготовлены не по Кахульской технологии.

Обратите внимание, все изделия изготовлены из чистой глины, без явных признаков использования наполнителя – глинистого сланца. Частички наполнителей не наблюдается ни на поверхности изделий, ни на сколах изделий. В работах С. С. Агашириновой четко указано, что в глину добавляется щебень «шим» просеянный через сито из козьей шкуры с размером отверстий в 0,5 см. и его добавляется в глину из расчета 1 часть щебня – 5 частей глины. Из чего следует: С. С. Агаширинова как этнолог осуществила со слов Кахулок запись (как те помнили, или слышали). Отсюда и не стыковки в последовательности выполнения работ и самое главное – она не видела ни одного изделия изготовленного по Кахульской технологии, что побудило к использованию в монографии фотографий выставленных в Ахтынском краеведческом музее отдельных  керамических изделий, не имеющих отношения к Кахульской технологии изготовления керамических изделий.

 

 

 

 

 

Ниже представляю фотографии некоторых  обломков керамических изделий изготовленных по Кахульской технологии и собранных мною 27. 06. 2014 г. в заброшенном селении Кахул. (Хочу дополнительно сообщить, что у меня имеются обломки керамических изделий изготовленных по Кахульской технологии и из многих других заброшенных сел, где проводил обследования).   Как хорошо видно и на   фотографиях  в  керамические изделия, изготовленные по Кахульской технологии (как было мною уточнено выше), добавляется наполнителем именно черный глинистый сланец фракции 0,5 и меньше см. приблизительно 20 %.

 

Наличие черного глинистого сланца фракции 0,5 и меньше см,  приблизительно 20 %  в массе глины используемого как наполнитель,  и есть основной отличительный признак Кахульской технологии изготовления керамических изделий. Частицы глинистого сланца просматривается с поверхностной и внутренней стороны изделий (даже после операции заглаживания слоем глиняного раствора), а  еще лучше наблюдается   во внутренней части обломков керамических  изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ниже представляю фотографию  сосуда считающийся как образец посуды изготовленной по Кахульской технологии. Данная фотография скачена мною с сайта Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, в разделе – «Декоративно – прикладное искусство», в подразделе – «Керамика».

 

 

Рассматривая в увеличенном виде фотографию и пояснительный текст у меня возникли подозрения, что и данный сосуд не изготовлен по кахульской технологии изготовления керамических изделий, основные из которых:

1. Отсутствие в глинянной массе сосуда наполнителя в виде черного глинистого сланца с  размерами частиц 0, 5 см и меньше;

2. Цвет черепка изделия слишком светлый, что особенно видно на изломе в верху сосуда.

Кроме того  в пояснительном тексте указывались и следующие не соответствия:

- «Формовка сосудов ручная, т.е. без помощи вращательных приспособлений».

Вращаемые приспособления были – это плоские камни, на которые подсыпали золу от кизяка  или размолотую до размера муки глинистый сланец. Вращая эти плоские камни, и формировали как на гончарном круге керамические изделия. То есть эти плоские камни, на мой взгляд, являются «праматерью» турнетки, ручного гончарного круга, позже  ножного и электрического гончарного круга, с которых срезались готовое изделие тонким шнуром для последующей сушки. В данном случае плоские камни совмещали две функции – верхнего диска гончарного круга и подставки для воздушно сухой сушки изделия.

Учитывая то, что первые ручные гончарные круги появились после изобретения колеса, можно констатировать, что Кахульская технология изготовления керамических изделий, где использовались плоские камни подставки, существовала в «доколесный» и «добронзовый» период развития южного Дагестана.  А «пра-праматерью», на мой взгляд, является кусок желудка животного (такие куски желудка используются и поныне также для обвязывания широкой  горловины керамической маслобойки), кожи, или ткани  на которых  осуществляли при ручной лепке формование сосудов, а в дальнейшем и воздушно сухую сушку изделия, для последующего обжига.

-«В тесто для прочности добавляли шерсть, волосы».

С. С. Агаширинова в своих работах (со слов Кахулок) указывала в примечаниях, при изготовлении каких изделий, и сколько добавлялось козьей шерсти.

Цитирую  «Если глина предназначалась для изготовления традиционных печей хьар (в них местные жители выпекали хлеб), то в нее кроме щебня добавляли козью шерсть (цIегьре чIарар), соблюдая необходимые пропорции: 100 кг глины, 10 кг щебня, 3 кг козьей шерсти.  Такое соотношение глины, щебня и козьей шерсти делало печи прочными. Например, печь хьар служила в течение 8 – 10 и более лет».

Следует уточнить, данная пропорция 10 кг  глины, 1 кг  щебня (глинистого сланца) и 0,3 кг козьей шерсти использовалась не при изготовлении всей печи, а при изготовлении только пода двухскатной лезгинской печи – хьар,  используемой в основном  для выпечки хлеба. Конечно козья шерсть при первом – же обжиге пода печи выгорала.  Добавлялась козья шерсть, чтобы черепок пода печи  стал пористым, и он не растрескивался от неравномерного нагрева открытым огнем при розжиге печи. В другие керамические изделия,  изготавливаемые по Кахульской технологии,  козьей шерсти и тем более расчесанные, или  стриженые «волосы» не добавлялись.

Чтобы выяснить свои сомнения сходил в музей и в «живую» осмотрел сосуд.

Вывод:  Данный сосуд изготовлен не по Кахульской технологии изготовления керамических изделий. Перед нами прекрасный образец, изготовленный из  глины + кварцевый песок возможно порядка 40 %, (заметил на изломе кроме кварцевого песка и  одну небольшую красную частичку и переработанного керамического лома). Такой огнеупорный сосуд в отличие от Кахульских изделий, конечно безо всяких предосторожностей смело можно ставить на открытый огонь и т.д., и ни чего с ним не случится, даже если его сильно разогретого опустить в холодную воду.

Также считаю,  данный сосуд, даже если он и найден в Кахуле, не дает оснований считать его продукцией изготовленной в Кахуле, в начале 20 века по Кахульской технологии изготовления керамических изделий  хотя – бы из следующих соображений:

- В этом изделии как наполнитель отсутствует глинистый сланец;

- В Кахуле, как и в остальной горной части южного Дагестана отсутствуют даже точки  минерализации кварцевого песка. Скорее всего, данный сосуд является «продукцией» из плоскостной части южного Дагестана ныне  – С. Стальского, Магарамкентского или Дербентского  районов, где встречаются проявления кварцевого песка.

Хочу также сообщить, что среди обломков керамических изделий найденных мною при обследовании заброшенного селения Кахуль найдены обломки керамических изделий изготовленных и по другим технологиям отличным от Кахульского.

В качестве доказательства  ниже  представлю фотографию одного образца обломка керамического изделия найденного в Кахуле но изготовленного не по Кахульской технологии, описанной впервые С. С. Агашириновой. Обратите внимание изделие четко трехслойное – наружная и внутренняя стороны состоят из тонкого слоя глины, а в середине толстый слой глинистого сланца, + тонко измельченный глинистый сланец,  в смеси с глинистым раствором.

Такую, тоже архаичную технологию изготовления простых форм керамических изделий условно называю технологией «Афара» (чуду – традиционные лезгинские лепешки с зеленью) или Кахульска1, (по месту находки), так – как предполагаю, такие изделия могли быть произведены в Кахуле.

Кратко суть данной ранее не описанной технологии изготовления керамических изделий, представляется следующим образом. Раскатывали скалкой тонкий слой глины (в Кахульской технологии изготовления керамических изделий скалка не участвует). Накладывали «начинку» - размолотого глинистого сланца в смеси с  глинистым раствором как связующего частиц глинистого сланца  и сверху накрывали слоем тонко раскатанной глины. Раскатывая скалкой, верхний слой глины, обеспечивали сцепление слоев. Осталось наложить (вложить) на имеющийся образец простой формы имеющегося изделия, например миски, предварительно обмазанного тонким слоем жидкой глины для легкого извлечения заготовки с внутренней или с внешней стороны формы. Разгладить в (или на) форме заготовку, и извлечь копию  изделия, загладить края изделия жидкой глиной и поставить на сушку для  последующего обжига.

Обратите внимание и на следующее обстоятельство – в данном изделии крошка глинистого сланца не перемешана равномерно в массу глины как по Кахульской технологии изготовления керамических изделий, и процентное содержание глинистого сланца  не около 20 %, а порядка 80 % .

Хочу обратить внимание и на следующее обстоятельство. В данном случае наблюдаем именно с наружной и внутренней стороны изделия тонкие слои раскатанной глины, а не операцию заглаживания жидким раствором глины, т.к. из частичек размолотого глинистого сланца в смеси с жидким глинистым раствором, сформировать и извлечь копию изделия не возможно – рассыпиться. Именно тонкие слои раскатанной глины с наружной и внутренней стороны обеспечивают формирование изделия.

 

Соответственно и данная архаичная технология ручной лепки керамических изделий, не имеет ни какого отношения к Кахульской технологии ручной лепки керамических изделий, где используется принцип ленточной или жгутовой формовки изделия.

 

 

Представляю, еще одну фотографию ручки керамического изделия найденного в Левер хюре (возраст поселения, установленный археологами ДНЦ РАН – 3 тыс. лет до н. э.)  но изготовленной по Кахульской технологии.

 

 

В заключение статьи хочу высказать несколько раздумий возникших при подготовке материала.

В ходе изучения архаичной керамики следует учитывать свойственный женщинам консерватизм, а также то, что появление керамики и архаичных  керамических изделий из него, как и изобретения  других вышеописанных местных способов (вариантов) изготовления керамических изделий,  считаю,   исключительно заслугой женщин южного Дагестана. Которые «внедрили» в керамику технологии известные и отработанные ими в быту и используемые ими и поныне.

 

Данное обстоятельство  буквально сводит на нет такой вопрос как установление возраста изготовления изделия, обломок которого, например, найден в ходе одного из обследований заброшенных сел. Видите, что обломок изготовлен не по Кахульской технологии (единственная описанная в научной литературе этнологом технология: ленточно-жгутовой лепки керамических изделий по южному Дагестану), и тем более этот обломок, не имеет ни какого отношения к более поздней  Калинско – Испикской технологии (где использовалась бирюзовая глазурь и гончарный круг). Видно, что имеются некоторые характерные черты, так  называемой Великентской культуры характерной для конца эпохи ранней – начала средней бронзы и генетически связана с керамикой северо-восточного кавказского варианта  Куро – Аракской культуры, датируемой в целом  в рамках середины IV –начала II тыс. до н.э.. Возникает законный вопрос,  когда это изделие было изготовлено? В середине III тысячелетия до н. э. или в середине XX века перед началом «компании» по массовому переселению горцев из гор на плоскость. Учитывая то, что нога археологов дальше Великентского катакомбного могильника, который находится  в низменной приморской  части южного Дагестана у сел. Великент Дербентского района, с археологическими раскопками и исследованиями в полном объеме не ступала, и в ближайшем будущем проведение археологических раскопок в предгорной и горной части южного Дагестана  не планируется. Вопрос изучения,  и реконструкции именно технологической стороны дела остается особо актуальным, так как каждый обломок керамического изделия, валяющийся у нас под ногами, это своеобразный Паспорт времени  изготовления изделия, в котором «записаны» и материалы и последовательности выполнения технологических операций. Соответственно, как только мы научимся грамотно «читать» эту информацию с этих «вечных» и имеющихся в огромном количестве паспортов,  наши знания касательно истории нашего народа пополнится огромным пластом хронологически достоверной информации.

 

Следующий вопрос касательно хронологии.  Считается, что первые изделия из керамики появились в новокаменном веке (неолите, условно  VI - III тыс. лет до н. э.)  во время неолитической революции – перехода от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству).

Однако анализ встречающихся обломков керамических изделий и факт того, что Дагестан заселен с незапамятных времен, позволяют предположить, что первые керамические изделия появились в эпоху позднего древнекаменного века около  20 тысяч лет назад,  (поздний палеолит – 40 -12 тыс. лет назад).

Данный факт, (касательно 20 тысяч лет назад), легко обосновывается также простой бытовой логикой. Ведь для создания керамических изделий в позднем (нижнем) палеолите,    человеку не хватало только освоения огня, притом, что в этот период уже произошли совершенствование орудий труда: резцы, скребки, ножи, проколки и т. д., изготавливаемых из различных материалов и найденных в известных поселениях Дагестана.

Следует учитывать и следующее, когда говорим, про «мужчин - охотников» и «собирателей» – женщин, что  это были  несколько родственных семей с детьми, занимающие определенную территорию и у них были  постоянные и временные места стоянок с жилищами, где у них хранились не только запасы пищи, но и скарб. Т. е. в позднем палеолите произошло и возникновение рода.

Кроме того, если  вспомнить достижения человека  среднекаменного века (мезолит –12 – 6  тыс. лет до н. э.):

- Мастерство в выделке кремневых орудий;

- Изобретение технологий и инструментов обработки  используемых  материалов -камня, кости, дерева и т.д., (сверление, пиление, заточка,  шлифовка, и т.д.);

- Изобретение дротика, лука со стрелами и других метательных устройств;

- Орудий для ловли рыбы.

- Одомашнивание животных (скотоводство) и окультуривание растений (земледелие, в том числе и террасное) на который как заявляют  наука ушло тысячелетие;

- Появление ткачества и т. д.

Вызывают большие сомнения, что все эти достижения  были осуществлены человеком не знакомым с  огнем. И вдруг в неолите 6 - 3 тыс. лет до н. э,.( т. е. за 3 тысячелетие),    «первобытное  человеческое стадо», сохранившееся в неизменном виде со времен древнекаменного века:

палеолит (ранний палеолит) – 2 млн. – 40 тыс. лет назад;

(поздний палеолит) – 40 – 12 тыс. лет назад);

мезолит (средне - каменный век) – 12 – 6 тыс. лет до н. э.;  (сразу чудесным образом),

в неолите (новокаменном веке) – 6 – 3 тыс. лет до н. э. и энеолите,  (медно каменном веке)  осваивает различные способы  добычи огня.  Начинает лепить из глины и обжигать  горшки и другие керамические изделия на костре в специально оборудованном для этого яме,  осваивает все вышеперечисленные технологии, изобретает необходимые инструменты и приспособления, и не останавливаясь на достигнутом, приступает в III тыс. лет до н. э., к добыче медьсодержащих руд, извлекает из руд медный  концентрат, осуществляет плавку бронзы в специальных высокотемпературных печах и отливать в формы бронзовые изделия, почти одновременно осваивая и получение железа и стали.

Такое историческое развитие Дагестана, когда «первобытное  человеческое стадо», за 3 тысячи  лет совершает такой скачок в развитии и  начинает торговлю с соседними народами бронзовыми, чуть позже и железными  изделиями, керамическими изделиями, изготовленными на гончарном круге  покрытыми разноцветными глазурями и т.д.,  считаю невероятным фактом. Так и хочется спросить, вы что «свечку держали», когда в неолите человек впервые осваивал огонь? А как быть с таким фактом. Нынешний Азербайджан, и сегодня иногда называют «страной огней»,  из - за выходящих во многих местах  из под земли струй метана, которые самовозгорелись не известно когда. Так с какого периода наши предки знакомы с огнем?

 

Популярно можно сказать и так – развитие человечества шло от печки, в том числе и в Дагестане. Чем выше становилась температура печей, тем человек ступал и на более высокий уровень развития. Соответственно считаю,  установление точного «доогневого» периода для Дагестана также является важнейшей задачей науки, как и «докерамического».

 

 

© 2010 Фонд лезгины.
За достоверность публикуемой пользователями информации администрация Фонда ответственности не несет.
При копировании материалов ссылка на lezghins.com обязательна.

Разработка сайтов в Махачкале