Новости Некоторые проблемы, возникшие при исследовании Великентских керамических изделий низменной части южного Дагестана эпохи раннего металла.

Некоторые проблемы, возникшие при исследовании Великентских керамических изделий низменной части южного Дагестана эпохи раннего металла.

24.08.2016 15:16

Некоторые проблемы, возникшие при исследовании Великентских керамических изделий низменной части южного Дагестана эпохи раннего металла.

Мирзабек  Алимов

Собственно после исследований Кахульской керамики, (данной теме были посвящены 2 публикации – «Реконструкция еще одного способа изготовления лепной керамической посуды у лезгин Дагестана» и «Архаичные способы изготовления керамических изделий, использовавшихся в Южном Дагестане, на примере реконструкции керамических изделий по Кахульской технологии»), а также «Исследования тарных сосудов из селения  Алид – хюр, С. Стальского района Республики Дагестан», решил исследовать  Великентскую керамику, которая также изготавливалась в эпоху энеолита и раннего металла.

Считал, в отличие от Кахульской керамики, Великентская керамика археологами ДНЦ РАН раскопана проведенными ими археологическими экспедициями  и изучена (научные публикации) довольно подробно, более того в музее Института археологии изделия с экспедиционными  регистрационными №№  выставлены на показ. Значит на основе исследования  имеющегося фактического материала, можно  осуществить реконструкцию  технологии (последовательности технологических операций) изготовления Великентских керамических изделий.

Касательно Великентских керамических изделий описываемых в научной среде, в основном воспользовался:

1)  монография  д.и.н.  М. Г. Гаджиева «Ранеземледельческая культура Северо-Восточного Кавказа (эпоха энеолита и ранней бронзы)». – М.  Наука, 1991. –  264 с., тираж 2000 экз., (Рецензенты к.и.н. В. Дзагурова, к.и.н. О. М. Давудов,  ответственный редактор,  д.и.н.  Р. М. Мунчаев);

2) монография  к.и.н.  Р. Г. Магомедова  «Материалы к изучению культур эпохи бронзы в приморском Дагестане», ДНЦ РАН Институт истории, археологии и этнографии,  Махачкала  - 2000. – 119  с., тираж 300 экз., (Рецензенты д.и.н. М. С. Гаджиев, к.и.н. Г. Д. Атаев)  из следующих соображений:

В первых после 1997 года никаких дополнительных археологических раскопок на территориях Великентского комплекса (Великентское поселение I, II, Великентский могильник I, II,  III) не проводились; во вторых М. Г. Гаджиев являлся одним из руководителей экспедиции, а  Р. Г. Магомедов является непосредственным участником многих экспедиций,  и в третьих обе работы являются, в том числе и обобщениями  приводимой обширной  литературы на которую ссылается авторы, как и собственных заключений и выводов.

Ниже представляю некоторые (не все),  на мой взгляд, часто используемые в научной и около научной литературе обобщенные научные обороты и выражения. Которые  хотя - бы  с технологической точки зрения следует исключить из научного оборота или требуют уточнения, а не переписывания с одной работы в другую.

Получается парадоксальная ситуация.  Ремесленник – гончар эпохи энеолита и ранней бронзы (зачастую женщины и дети)  разбирались в свойствах глин, приготовлении  и добавлении  в него специальных минеральных примесей,  в способах изготовления и обжига керамических изделий лучше,  современных ученных, которые не могут должным образом описать на основе раскопанного материала,  как они работали. И по этой причине конкретику касательно используемых материалов, технологических операций и др.  меняют общими фразами.   Конечно, данное утверждение,  в общем,  касается  Дагестанской керамики этого периода, и в качестве доказательств,  приведу несколько цитат из работы М. Г. Гаджиева.

М. Г. Гаджиева с. 21. «Раскопки Каякентского поселения совпали по времени с важнейшим событием в первобытной археологии Кавказа – выделением куро-араксской культуры эпохи раннего металла. К началу 40-х годов, после раскопок Б. А. Куфтина в Цалкинском р-не (Трилети) Грузии, позволивших наметить относительную хронологию памятников этого региона, получил точное культурно-историческое осмысление весь разрозненный материал эпохи раннего металла Закавказья с необычной чернолощеной керамикой на «розовой подкладке» (выделено мною цветом шрифта), предшествовавший триалетской  курганной культуре. Заслуга в культурно-исторической интерпретации этого материала принадлежит Б. А. Куфтину, который объединил его в одну археологическую культуру, названную им куро-араксским энеолитом (Куфтин, 1940, с. 8 – 15; 1941, с. 106 – 118; 1947, с. 47 – 88; 1948; 1949; 1950, с. 113 – 148). Он же считал, что элементы этой культуры в виде керамики с характерным рельефным орнаментом, обнаруженной на Каякентском поселении, проникают на Северный Кавказ и в приморские районы Дагестана (Куфтин, 1940, с.24; 1944 а, с. 126)».

Выражение «чернолощеная керамика на «розовой подкладке», стала настолько часто  используемой в научной среде, что даже в Википедии указывается данный признак как один из основных, отличительных признаков по которому устанавливают территорию распространения Куро-Араксской культуры.

Но простите, слово «чернолощеная» состоит из двух слов и технологических операций, - это  «лощения» или операция полировки поверхности сосуда, которую осуществляют после естественной сушки до операции обжига. И операции «чернения», выполняющейся в ходе обжига керамического изделия. При этом чернение   может быть выполнено  в    различных  средах (окислительной или восстановительной), создаваемой в  обжиговой печи. Слова  на «розовой подкладке», позволяет предположить, что внутренняя сторона сосуда «розовая», то есть предполагается,  что обжиг производился в окислительной среде, в то время как наружная лощеная сторона по цвету черная, из-за (возможно)  дымления, покрытия копотью пор, или (возможно) восстановления окислов металлов входящих в состав глин до металлов.

Опять – же слово «розовая», требует уточнения. Вынужден процитировать себя из публикации   «Исследования тарных сосудов из селения  Алид – хюр, С. Стальского района Республики Дагестан». Где привожу общеизвестные данные касательно цвета керамических изделий в зависимости от состава глины и среды обжига.

Выделение оксидов железа – от 500ᵒ С.

В составе керамических масс железо может находиться в основном в виде гидроксилов, а также  оксидов, карбонатов, сульфатов, сульфитов и силикатов. При температуре обжига выше 500ᵒ С соединения железа входящие с состав глины в виде примесей или частично замещающие гидроокислы алюминия в глине выделяются в виде  оксида железа Fe2O3.

В окислительной среде, выделяется в свободном виде и окрашивает керамику в красный цвет, интенсивность которого зависит от содержания количества Fe2O3 в керамической массе. В зависимости от количества окиси железа в глине изделия окрашиваются в следующие цвета: содержание Fe2O3 в %, 0,8 – Белый, 1,3 – Почти белый, 2,7 – Светло – желтый, 4,2 – Желтый, 5,5 –Светло – красный, 8,6 – Красный, 10 – Темно – красный.

Красящие действие окислов железа значительно ослабляются при наличии или искусственном вводе в состав глины карбонатных примесей (в т.ч. и через ввод в состав глины золы). Так при отношении  Fe2O3 / CaO не менее 0,4 цвет черепка – Розовый, при 0,3 – Желтый, при 0,2 – Светло – желтый. Этим обстоятельством  в частности, объясняется то, что глины богатые карбонатными примесями, приобретают после обжига окраску желто – кремовых тонов».

Восстановительный обжиг – 650–690ᵒ С.

Восстановительная среда создается путем увеличения концентрации окиси углерода  в печных газах и способствует изменению цвета керамических масс и декоративных покрытий за счет склонности СО «отнять» кислород у химических элементов, входящих в состав керамических изделий. Если в топку печи будет подано избыточное количество топлива по отношению к подаваемому с воздухом кислороду, то реакция горения будет происходить не до конца и в результате неполного сгорания будет образовываться смесь углекислого газа (СО2), с  угарным  газом (СО) и оставаться не прореагировавшее с кислородом топливо (С - углерод) в виде копоти и дыма, часть которого также откладывается на поверхности изделия в порах и неровностях поверхности,  придавая ему более черный цвет.

Все же, при температурах 1100 - 1150ᵒ С отложившийся  углерод также способен участвовать в процессе восстановления оксидов железа с  поверхности изделия.    Упрощенно ряд  протекающих реакций можно показать в следующем виде  -   3С + О2 =  2СО + С.

Далее рассмотрим более подробно реакции восстановления оксидов железа твердым углеродом и его оксидом.

Реакции восстановления оксидов железа твердым углеродом можно записать следующим образом:

3Fe2O3 + C = 2Fe3O4 + CO,

6Fe2O3 + C = 4Fe3O4 + CO2,

xFe3O4 + C = 3FexO + CO,

2xFe3O4 + C = 6FexO +CO2

FexO + C = xFe + CO,

2FexO + C = 2xFe + CO2,

Fe3O4 + 4C = 3Fe + 4CO,

Fe3O4 + 2C = 3Fe + 2CO.

Однако непосредственное взаимодействие твердых оксидов железа с углеродом развивается слабо из-за ничтожно малой поверхности соприкосновения. Практически восстановление оксидов железа обеспечивает СО, образующийся при окислении углерода:

С + O2 = CO2,

C + CO2 = 2CO,

2C + O2 = 2CO. Суммарно.

Реакции, идущие с участием СО:

3Fe2O3 + CO = 2Fe3O4 + CO2,

xFe3O4 + CO = 3FexO + CO2,

FexO + CO = xFe + CO2,

Fe3O4 + 4CO = 3Fe + 4CO2.

Угарный газ, в данных температурных условиях являясь  особо активным восстановителем по сравнению с углеродом, будет реагировать с окисью железа 3Fe2O3 + СО  =  2Fe3O4 + СО2 восстанавливая оксид железа до магнетита. При восстановлении по  вышеуказанной реакции ХFe2O3 + СО  = 3FeХO + СО2, образуется твердый раствор FeO – Fe3 O4 (вюстит). Реакция восстановления вюстита до металлического железа возможна лишь при избыточной концентрации угарного газа.   FeXO + CO = XFe + CO2 .  Превращения в результате восстановительного обжига окиси железа даже до вюстита, придает черепку в зависимости от содержания в нем Fe2O3 и в зависимости от температурного режима обжига и количества отложившегося на стенках изделия копоти  оттенок от зеленовато-голубого до иссиня-черного цвета.

Согласитесь, в свете вышеизложенных общеизвестных фактов, выражение «чернолощеная керамика на «розовой подкладке», выглядит очень расплывчатым и не определенным.

То есть,  известно, что основной причиной «розовой подкладки» являются входящие в состав глины или искусственно добавленные в глину карбонатные соли. При этом слово «чернолощеная» оставляет  совершенно не понятным, каким способом осуществлено чернение сосуда в ходе обжига.  Дымом, копотью в окислительной среде, или восстановлением окислов  металлов, в т.ч.  и железа входящего в состав глины в восстановительной среде, в специально созданных условиях в гончарной печи – избыточное содержание угарного газа (СО),  с избыточным содержанием  влаги в виде пара воды (Н2О).

Согласитесь хотя цвет изделия  почти одинаковый,  в одном случае на поверхности керамического изделия отложили  химический элемент Углерод (C)  в виде копоти только в окислительной среде.  В другом случае.  Сначала  разложили входящий в состав глины гидроокись железа Fe(OH)3  до  двуокиси  железа (Fe2O3) в окислительной среде,  потом создали восстановительную среду и отнятиями кислорода (О2) у двуокиси  железа (Fe2O3), восстановили его до монооксида железа (FeO) черного цвета,  магнетита (FeO ∙ Fe2O3)  имеющего более интенсивный черный цвет,  вюстита  (Feo ∙ Fe3O4) или до металлического железа (Fe) в восстановительной среде.  И это, совершенно различные способы получения одного и того – же черного цветового эффекта на черепке керамического изделия.

Гаджиев М. Г.  с. 202. «Керамика изготовлялась из тщательно отмученной глины, содержащей исключительно неорганические примеси, в основном дресвы и песка». (выделено мною).

То – есть, согласно  данного утверждения, в эпоху (V – III тыс. до н. э.) энеолита и раннего металла,  керамические изделия изготавливались исключительно из тщательно очищенной (отмученной) глины с добавлением в него 2-х,  также тщательно подготовленных наполнителей – дресвы и песка, различающихся между собой в основном размером. Для чего проводили следующие технологические подготовительные работы.

Слова «тщательно отмученная глина», предполагает проведение следующих работ:

В связи с тем, что добытая глина обычно смешана с камнями в т.ч. и мелкими, песком, другими инородными веществами (например, минералами) и  остатками растений, в том числе  гниющих, которые должны быть удалены, чтобы глина стала очищенной от входящих в состав примесей необходимо построить минимум две  большие  ванны. Частями добытую глину смешать с большим количеством воды в первой ванне путем перемешивания  и оставить отстаиваться. При этом осадок в виде входящих в состав глины камней, песка и других инородных веществ осядет на дно, а на поверхность всплывут части растений в т.ч. и сгнивших, которых необходимо удалить с поверхности.   После чего верхний слой воды с глиной следует  вычерпать во вторую ванну, где повторяются те – же операции, что и в первой ванне.  Пока идет отстаивание во второй ванне, первая ванна очищается от осадка. Затем процесс повторяется, иногда несколько раз. Глина очищается с каждым последующим осадком, пока не будет получен материал нужного качества – тщательно отмученная глина в растворе воды. Далее следует вычерпать воду с отстоявшегося слоя глины и ждать пока через испарение воды, глина не перейдет в состояния пригодное для формования из него керамических изделий.

Определение слова «Дресва».

«Дресва», остроугольные обломки разнообразных горных пород, образовавшиеся в результате механического разрушения размером  10 – 2 мм.

Если таких обломков в составе грунта содержится более 50%, то такой грунт называют дресвяным. Мытую дресву получают путем промывки большим количеством воды, в результате чего из него вымывается глина и пылевидные частицы.

Порода не несет на себе следов переноса и обработки водой (Т.е. не имеют округлую, окатанную форму. Остроугольность, при размере 10 – 2 мм,  является характерным признаком дресвы).

Могут быть получены и искусственно путем дробления различных горных пород (сланцев, кварцитов, мраморов, известняков, туфов, пемзы, гранитов и т.д.).

Определение слова «Песок».

«Песок», остроугольные или окатанной формы обломки в основном разнообразных горных пород размером 5 – 0,2 мм, образовавшиеся в результате естественного или искусственного  разрушения горных пород.

Очень часто состоит из почти чистого минерала кварца (диоксида кремния – кварцевый песок).

Природные пески в зависимости от генезиса могут быть аллювиальными, делювиальными, морскими, озерными, эоловыми. Пески, возникшие в результате деятельности или воздействия  водных объектов, имеют более округлую, окатанную форму.

Мытые пески получают путем промывки большим количеством воды, в результате чего вымывается глина и пылевидные частицы.

Вопросы:

Если добытая глина обычно смешана с мелкими камнями, в т.ч.  дресвой  и песком (как следует из вышеуказанного,   слова  дресва и песок, понятия очень широкие требующие конкретизации),  другими инородными веществами (например, минералами) и  остатками растений, которые должны быть удалены, чтобы глина стала очищенной от входящих в состав примесей. Спрашивается, зачем проводить вышеуказанные работы по извлечению дресвы и песка из глины, чтобы опять их добавить в глину?  Им  что, делать было нечего со скуки,  в эпоху раннего земледельческо-скотоводческого  хозяйства?

Почему не уточнены (определены) пропорции отношения дресвы к глине?

Почему не уточнены (определены)  из каких горных пород  использованы дресва как наполнитель в глине? Согласитесь, дресва из глинистого сланца придаст совершенно другие  физико-механические свойства и цвет черепку керамического изделия по сравнению, например, использования кварцитов или известняков.

Почему не уточнены (определены) пропорции отношения песка к глине?

Почему не уточнены (определены) какие пески использованы как наполнитель в глине? Согласитесь, кварцевый песок как наполнитель в глине при изготовлении керамических изделий придаст  совершенно другие свойства и цвет керамическому изделию, чем например добавление морского ракушечного песка.

Почему не выявлены и не описаны при обследованных местах гончарного производства, места добычи глины с указанием состава глин, мест отмучивания глины?

Если не выявлены и не описаны места отмучивания глины, как и вышеуказанные вопросы, то на основании чего устанавливается и утверждается, что использовалась «тщательно отмученная глина»?

Не легче  и технологически проще было осуществлять добычу глины в специальных местах (проявлениях качественной глины) которые наиболее подходят для керамического производства, добытые куски глины высушить на солнце и растереть на зернотерке или расколотить камнем. Отделить примеси (большие камни и остатки растений) вручную с  дальнейшим просеиванием через сито изготовленного из шкуры домашнего животного (козы) с размером дырок в 1 см, как например, это делалось по Кахульской технологии  изготовления керамических изделий этого – же периода (если считали нужным, добавить искусственно приготовленной дресвы и песка). После чего добавить необходимое количество воды в глину и «топтанием» или  «отбитием» кусков глины об плоский камень скальных пород, перед формованием изделий, добиться дополнительного извлечения крупных камней из глины,  равномерного перемешивания дресвы и песка с глиной,  необходимой для формовки керамических изделий?

Согласитесь, хотя в состав керамических изделий изготовленных по Кахульской технологии,  входит глина,  минеральные примеси - дресва (остроугольные обломки глинистого сланца, полученные механическим  разрушением размерами 1 и меньше сантиметра), а также   песок  (остроугольные обломки того – же глинистого сланца размером  0,5 и меньше сантиметра). Это не предполагает и не доказывает истинность утверждения, что подготовка массы глины для формовки керамических изделий осуществлялась  «из  тщательно отмученной глины, содержащей исключительно неорганические примеси, в основном дресвы и песка».  Технология (последовательность операций) подготовки глиняной массы, из которых формируются керамические изделия по Кахульской технологии,  совершенно отличается от технологии, когда используется  отмучивание глины, хотя внешне и по составу массы глины, и внешнему виду, изделия будут неотличимы.

Гаджиев М. Г. с. 202. «Была распространена керамика разных цветов, преимущественно серого цвета, реже – красного и черного. Характерной для керамических изделий является разноцветная пятнистая поверхность, что связано с условиями термической обработки».

Смысл первого  предложения, если принять его за истину, можно понять следующим образом. Что в Дагестане в период энеолита и ранней бронзы преимущественно была распространена керамика серого цвета и редко встречались керамические изделия красного и черного цвета. То – есть влияние Куро - Араксской культуры - «чернолощеная керамика на «розовой подкладке», о чем утверждалось на стр. 21 для  Дагестана было не существенным, редко встречающимся явлением,  как и вышеуказанное утверждение, «Керамика изготовлялась из тщательно отмученной глины, содержащей исключительно неорганические примеси, в основном дресвы и песка».  То – есть редко встречались керамические изделия, изготовленные не из тщательно отмученной глины.

По смыслу второго предложения устанавливается характерный признак – «разноцветная пятнистая поверхность», на основе чего устанавливается и утверждается  причина разноцветности и пятнистости - «условия термической обработки».

Как видите именно не изученность состава глины, примесей добавляемых в глину, режимов обжига керамики и сред, создаваемых в гончарной печи, приводят к подобным  общим, и ничего не значащим фразам как, керамика серого цвета, реже красного и черного, или разноцветная пятнистая поверхность, связанная с условиями термической обработки.   Вынужден еще раз заявить, гончары периода энеолита и ранней бронзы (в отличие от современных археологов)  прекрасно разбирались не только в местных глинах, в необходимых для  добавления в глину примесях, но и в режимах обжига. Конечно, они добавляли в глину и дресву. Но преимущественно из глинистого сланца в предгорной и горной части.  Так – как,  на основе практики знали, что при добавлении в глину окаменевшей глины (глинистого сланца) будет меньше брака при обжиге, чем например, при добавлении дресвы из бутового камня (собранного в ложах рек), который если предварительно перед  добавлением в глину не высушить осторожно прокаливанием, может и взорваться.  Конечно, они добавляли и песка, но преимущественно  кварцевого в низменной части, так – как знали, если добавить еще и золы (поташ), даже при относительно небольших температурах обжига (начиная с 750о) происходило «остекление» керамического изделия (щелочь из золы вступал в реакцию с кварцевым песком), которое улучшало качество керамики при уменьшении пористости. Кстати слово Зола также является широким понятием, так – как возникает вопрос, из какой золы? Золы кизяка, дров, хвороста или от обожженных  рогов, копыт и костей животных? Согласитесь, химический  состав золы из кизяка будет отличаться  от состава золы из дров,  что  состав золы от костей, рогов и копыт животных содержит  кроме большого количества солей кальция, много  окислов и фосфора, которые также активно взаимодействуют с глиной при обжиге. (Стоит напомнить, что и сегодня при изготовлении фарфоровых изделий высокого качества, в глину добавляют золу из костей животных).  Считаю, утверждение  «разноцветная пятнистая поверхность, связанная с условиями термической обработки», также ничего не значащим из следующих соображений. Слова пятнистая поверхность, вызывает из ассоциативной памяти, что шкура леопарда или снежного барса пятнистые (правда разных цветов, и цветов фона). Также считаю, пятна на керамических изделиях совершенно не связанными с  условиями обжига. Считаю, причиной пятнистости изделий является именно примеси в глине, которые проявились определенным цветом на фоне цвета черепка при обжиге. Наблюдал – ли я пятнистые  черепки керамических изделий, в том числе и при исследовании Великентской керамики? Безусловно. Но при изучении через микроскоп этих пятен обнаружилось, что в состав глины, из которых были изготовлены сосуды  входили в виде примеси крупинки железного колчедана – Пирита (FeS2), Пирротина (FeS). (Не исключаю еще встречи и  минерала Сидерита (FeCO3) в смеси с другими примесями). Вот эти -  то  огарки минералов, оказавшиеся на поверхности изделия при формовке изделия, в ходе обжига проявились пятнами на фоне цвета поверхности черепка. Не было – бы в составе глины  крупинок железного колчедана, не было – бы и отдельных участков,  более обогащенных окислами железа, соответственно и пятна не проявились бы на черепке в ходе обжига. Не стоит забывать, что на юге -  (Хнов – Борчинский, Аттагай – Диндичайский, Курушский рудные районы)  и севере -  (Аваро – Андийский рудный район)  Дагестана имеются обширные металлогенные  зоны, сформировавшееся 200 – 250 млн. лет назад.  С учетом активно протекающих в Дагестане (в отличие от других территорий России) эрозионных процессов, влияние этих зон, в том числе на формирование и состава глин существенно. Согласитесь, именно наличие и «освоение» (добыча полезных ископаемых) из этих зон и явилось причиной наступления в Дагестане (первыми в составе нынешней России) бронзового и железного века в эпоху раннего металла.

В качестве доказательств, ссылаюсь:  М. Г. Гаджиев, на страницы  198 – 199, где представлена  таблица  результатов спектрального анализа (по С. Н. Корневскому) предметов эпохи ранней бронзы Дагестана - (местного производства);

Обнаруженный и обследованный совместно с археологами ДНЦ РАН в 2013 г.,  в заброшенном селении Уна,  Рутульского района, пока единственная известная штольня, где осуществлялась добыча медьсодержащей руды в эпоху раннего металла в Дагестане;

А также Кипарисов С. С., Либенсон Г. А. «Порошковая металлургия», учебник для техникумов – 3-е изд., перераб. – М., Металлургия, 1991, 432 с., где на 7 - 8 странице,  указанные авторы касательно добычи и использования металлов приводят  общеизвестные установленные и признанные факты для учащихся  – цитирую:

Материальные памятники, характеризующие этапы развития человеческого общества, свидетельствуют о том, что порошки золота, меди и бронзы применялись людьми 8 – 10 тыс. лет назад. Еще в бронзовом веке люди умели получать и применять некоторые виды порошков, а также применять горячую ковку порошковой массы. Этот опыт был использован около 5 тыс. лет назад для изготовления железных орудий труда и вооружения. Начинался век железа, пришедший на смену бронзовому веку.

Колыбелью древней металлургии, как цветных металлов, так и железа считают Ближний Восток (Иран, Ирак, Сирию, Египет, Турцию). Видимо, отсюда через Кавказ (Азербайджан, Дагестан, Осетию и другие районы) технология железа и железных изделий проникла в Европу (второе – первое тысячелетие до нашей эры) и на восток Азии вплоть до Индии. Далее на стр.8 касательно железа и изделий из него пишут.

На территории нашей страны (местность Шахдаг – Карадаг к северо-востоку от г. Арарат, между реками Кура и Аракс) железо и изделия из него впервые получены в 1400 г. до н. э. Через 400 лет эту технологию освоили в Закавказье, Прикамье и на территории Волжско-Окского бассейна, а еще через 500 лет – в Сибири, на Алтае и Украине. Исследования советских археологов показывают, что в 950 -  1000 гг. в Киевской Руси, Рязани и Новгороде из железной крицы изготавливали различные предметы быта, оружие и др. В отдельных отдаленных районах России (Карелии, Якутии) производство сыродутного железа в домницах сохранялось вплоть до XIX в.

Согласитесь, наши предки в эту эпоху энеолита и раннего металла были не только прекрасными гончарами, о чем свидетельствуют и исследованные образцы  Великентской керамики, но и первыми высокотехнологичными металлургами, о чем свидетельствуют произведенные  изделия.

Согласитесь и с тем, что серый цвет керамических изделий, как и пятнистость, это не последствия «условий термической обработки», а последствия входящих или искусственно введенных в состав глины примесей, которые проявились в ходе обжига керамических изделий. Соответственно серый цвет, как и отдельные пятна, на поверхности керамических изделий (которые дошли до нас, не раскиснув,  за тысячелетия и далее способны оставаться такими под открытым небом в виде обломков разбитых сосудов),  не означает плохой или не качественный обжиг, связанный с условиями термической обработки.

И наконец, последнее цитирование.

Гаджиев М. Г. с. 202 - 203. В Великенте исследованы две печи. (выделения шрифтом  мои).

Одна из них находилась на продолговатом холме, расположенном к востоку от Великентского поселения, и представляла собой простое по конструкции круглое сооружение в грунтовой яме диаметром около 3,5 м. Слегка наклоненные вовнутрь, его стенки сложены из речного булыжника и обмазаны с обеих сторон глиной. Диаметр горна в основном 3,2 м, а в верхней сохранившейся части 2,5 м. Исследовавший данный горн В. Г. Котович предполагал, что он имел свод из речных булыжников на глиняном растворе, который держался на каркасе из прутьев (Котович В.Г., 1959, с. 124). В результате высокой температуры, которая держалась в горне, внутренняя поверхность свода ошлакована. Особенностью горна является наличие канала, опоясывающего горн снаружи и служившего, как считал В.Г.Котович, для воздушной тяги. По его реконструкции, горн представлял собой круглую в плане одноярусную костровую печь со сферическим сводом, камера которой служила одновременно в качестве топочной и обжигательной. В горне обнаружены остатки костра в виде древесных угольков и золы, вокруг которых находились разнообразные глиняные сосуды.

Вторая гончарная печь исследована нами на восточном краю Великентского поселения.

Она вырыта в материковой глиняной толще и имеет в плане подковообразную форму. Размеры печи 2,90 Х 2,74 м, наиболее сохранившаяся высота 1,20 . Часть овальной западной стенки печи в том месте, где ею прорезан рыхлый культурный слой, заполнявший землянку, сложена из речных булыжников и зернотерок . (Смею предположить, гончар в ходе строительства печи не отобрал зернотерки у женщин всего поселения, а использовал свои. То – есть  зернотерки,  гончарами использовались для растирки высушенной глины, а также для получения песка добавляемого в глину в качестве примеси. Вставка моя).  В заполнении печи, кроме большого количества разнообразных сосудов и отдельных обломков керамики, находились куски толстой глиняной обмазки со следами прутьев, в том числе с отверстиями, вероятно от рухнувшего свода. Судя по ним, свод представлял собой каркас из прутьев, обмазанный слоем  глины (толщина 10-12 см), с отверстиями-продухами  для регулирования режима обжига керамики. Как и первая, данная печь, по-видимому, представляла собой одноярусное сооружение с одной совмещенной топочной и обжигательной камерой.  При этом, судя по степени обожженности пола и концентрации обжигавшейся керамической продукции, огонь в ней разжигался не в центре камеры, как в первой печи, а в южной ее части, сосуды для обжига устанавливались в ее другой половине. Несмотря на простоту конструкции, в великентских горнах достигалась довольно высокая температура. Основываясь на наличии шлаков на внутренней поверхности свода первой печи, В.Г.Котович считал, что температура в ней достигала 1200-1300о (Котович В. Г., 1959, с. 124). По мере необходимости она регулировалась, для чего служили специальные отверстия-продухи в их сводах. Поэтому обожженная в них гончарная продукция отличается довольно высоким качеством обжига. Но в силу того что в подобных горнах пламя неравномерно облегало поверхность обжигаемой керамики, она приобретала разную окраску. Нередко одна часть сосуда окрашивалась в черный или серый цвет, а другая оставалась красной. Такая разноцветная окраска поверхности является одной из характерных особенностей керамики эпохи ранней бронзы Северо-Восточного Кавказа.

 

Мои попытки представить такие лингвистические перлы как  «имел свод из речных булыжников на глиняном растворе, который держался на каркасе из прутьев» а в другом случае «свод представлял собой каркас из прутьев, обмазанный слоем  глины (толщина 10-12 см)», «Основываясь на наличии шлаков на внутренней поверхности свода первой печи, В.Г.Котович считал, что температура в ней достигала 1200-1300о (Котович В. Г., 1959, с. 124)» не  увенчались успехом из следующих соображений:

Не могу представить сферический свод печи, диаметром  порядка 3 м, что предполагает  высоту печи  порядка 2,5 м, изготовленный из прутьев, на который в одном случае уложили слой глины в 10 – 12 см вместе с речными булыжниками, а в другом случае такой же толщины слой глины.

В моем понимании, как наверно, и многих других людей, слово «Прут» означает тонкая отломанная или срезанная ветка без листьев.

Вопросы:

- Как может сферический свод таких размеров, сформированный из тоненьких прутьев выдержать такой вес?

В данном случае, и без материаловедческих расчетов «на глазок» видно нереальность утверждаемого одним ученным в научном труде, и переписываемого другим ученным,  считая данное утверждение истиной, т.к. оно опубликовано, и  на основании того, что тоже наблюдал куски обрушившегося свода со следами прутьев.

- Каким образом сферический свод вышеуказанных размеров, представляющий собой каркас из тоненьких прутьев, обмазанный слоем глины толщиной 10 – 12 см, был вначале  высушен без трещин, а потом  обожжен и превращен в керамический свод гончарной печи?

- На каких основаниях установлена утверждаемая истина, что  «формирование свода осуществлялась исключительно обмазкой каркаса слоем глины», а не, например, укладкой заранее заготовленных и высушенных естественной сушкой небольших размеров кирпичей, которые   укладывались на каркас из прутьев с обмазкой со всех сторон тонким  слоем глины?

- Речные булыжники имеют окатанную форму (соответственно имеют малую поверхность сцепления с глиной, при относительно большом весе камня), кроме того речные булыжники если их  предварительно не прокалить (высушить от входящего в состав камня влаги, при  высокой температуре имеют свойство взрываться, о чем я указывал выше касательно  дресвы из бутового камня);

- Строительство мечетей, в архитектуре считаются одними из самых сложных сооружений именно из-за этих сферических округлых сводов. Предполагаю, в эпоху энеолита и ранней бронзы наши предки  не только еще не научились строить такие сферические своды из «булыжников на глиняном растворе», но не научились  даже строить каменные арочные мосты.

То есть, хочу сказать, если нашли речные бутовые камни около развалившейся гончарной печи, это не является основанием, считать, что эти камни использовались в своде «на глиняном растворе, который держался на каркасе из прутьев». Считаю, при первом же розжиге печи прутья каркаса свода сгорят, и если даже допустить, что  «глиняный раствор, с наполнителем из булыжников» предварительно высушили,  а потом   чудесным (непонятным) образом превратили в керамику свода печи без трещин (толщина керамического свода 10 – 12 см). То и в этом случае, так – как коэффициент расширения бутового камня отличен от коэффициента расширения керамики,  такой свод (если ни один из бутовых камней не взорвался), должен развалиться по причине разных коэффициентов расширения бутового камня и керамики в ходе первого – же обжига керамических изделий.

Но факт наличия печей лишний раз подтверждает, что знания гончаров эпохи энеолита в строительстве, в том числе и больших гончарных печей предназначенных для обжига крупных керамических изделий (считаю в данном случае описываемые печи относящимся к ним),  были выше представлений археологов.

-Является ли наличие шлаков на внутренней поверхности сводов печей,  основанием утверждения, что в  печах с отверстиями – продухами (естественная тяга),  где сжигались в лучшем случае дрова (могли воспользоваться хворостом или кизяками),  огонь разжигался в одном ограниченном месте и при таких теплопотерях   происходящих через поверхность сферического свода печи при его толщине в 10 – 12 см, (и отсутствии дополнительной теплоизоляции)  возможным достижения температур в 1200 – 1300 градусов ?

Считаю, на таких основаниях (наличие шлаков на внутренней поверхности сводов печей)  установленная истина не истиной из следующих соображений:

- Металлурги этой же эпохи (раннего металла),  чтобы расплавить бронзу и отлить изделия.  А также,  чтобы  восстановить окись железа до железа в железной руде (кричный метод в домнице) и далее осуществляя обогащение крицы  и получения железа многократными проковками, пользовались углями (более теплотворным топливом   даже по сравнению с сухими  дровами) и мехами (более эффективный способ  подачи кислорода из воздуха по сравнению с естественной тягой гончарной печи) и с трудом достигали температур в 1000 - 1100 градусов в гораздо более ограниченном  пространстве домницы и кузнечного горна,  по сравнению с описываемыми   гончарными печами.

То есть в  Дагестане в период энеолита и ранней бронзы (как впрочем, и во всем мире вплоть до XIX века не было способов создания высоких температур) попросту не существовали печи, в которых осуществлялась бы обработка чего либо,  температурами в   1200 – 1300 градусов. Уровень развития техники, используемые технологии и конструкции печей, этого периода доказывают, что гончары не пользовались  температурами в  1200 – 1300 градусов, тем более обжиг керамических изделий прекрасно  осуществляется и при температурах в 950 – 1050 градусов  даже в костровой яме.

-Касательно наличия шлаков на внутренней поверхности сферических сводов печей,  которые явились основанием утверждения, что в гончарных печах достигали температур в  1200 – 1300 градусов.

Выше я указывал,  если в состав глины входит или искусственно введен в качестве примеси кварцевый песок, а при горении топлива в печи образуется зола, которая подхватываемая горячими газами и контактирует с кварцевым песком, то в этом случае при температурах начиная с температуры в 750 градусов, начинается образование стекла загрязненными всякими примесями.

То есть хочу сказать, используемое выражение «наличие шлаков на внутренней поверхности сводов печей», является частным случаем используемого мною выражения «остекления» керамики черепка.

По смыслу и по наблюдаемому эффекту,  это одно и то – же, с расхождениями по температуре (почти в два раза). И тому, что при искусственном дополнительном  добавлении золы в глину (добавляли древние, добавляют и современные гончары)  эти  процессы «остекления» протекают не только на поверхности, но и массе черепка, тем самым уменьшается  пористость и улучшается  качество  черепка. При этом я специально акцентировал внимание и на следующий характерный признак, по которому можно установить добавлена или не добавлена зола в глину. В случае искусственного добавления в глину золы, растворившиеся в воде входящей в состав влажной  глины  щелочные и щелочноземельные соли, входящие в состав золы, в ходе естественной сушки, через капилляры откладываются относительно больше на поверхности  сформированного изделия и после обжига они просматриваются на поверхности изделия беловатыми тоненькими «остекленными» прожилками.

Также считаю выражение «остекление» более точным, чем «шлаки», т.к., более точно подсказывает процессы, протекающие в черепке в ходе обжига.

На основе технологий древних (кстати, и в Великентских могильниках найдены изделия из стекла)  и современных способах получения легкоплавких стекол, хочу сказать,  наблюдаем процесс, образования стекла загрязненного всякими примесями который отложился на своде печи, что  данный процесс  протекает  в пределах температур 750 – 1050 градусов.

Хочу  обратить внимание и на следующее обстоятельство. Авторы не произносит ни одного слова про «прижоги» или «оплавления» керамических  сводов печей,  поверхностей  черепков обжигаемых изделий,  при столь высоких температурах или от контакта с языками пламени, как и про то, что формирование свода печей, как и формирование Великентских  керамических изделий, осуществлялось исключительно из специальных сортов тугоплавких глин.

Если упрощенно представить описание и принцип работы обеих печей, (к большому сожалению, в работе не представлены не только схемы печей, но не представлены и фотографии) то можно представить  следующую реконструкционную картину, при следующей последовательности выполнения работ:

По конструкции, исследованные две печи  в основном круглые, диаметром 3 и более метров. Что предполагает их предназначение – обжиг крупных тарных сосудов. Данное обстоятельство  одновременно не исключает существование на Великентском комплексе не исследованных,  более меньшего размера, двухскатных печей предназначенных для изготовления кухонной и столовой посуды. ( Во всяком случае, исследованные мною мелкие сосуды,  выставленные в музее археологии ДНЦ РАН, показывают, что их обжиг осуществлен именно в двухскатных печах, а не в односкатных как в данном случае).   Основа указанных печей сложена из речного булыжника, обмазанного с обоих, сторон глиной (фундамент и нижняя часть печи) имеющий небольшой уклон. Данная основа печи кроме указываемых в них  отверстий – продухов предназначенных для поступления кислорода из воздуха, (как предполагаю одновременно использовались для  наблюдения и регулирования интенсивности огня, количества топлива и качества обжига керамики), должен был  иметь еще два отверстия.

Первое большое отверстие, через которое можно войти вовнутрь печи и осуществить оптимальную  укладку внутри печи больших тарных сосудов подлежащих обжигу, а также дров в топочной камере. После чего данное отверстие перед обжигом закрывалась, и обмазывался глиной для герметичности. Второе небольшое отверстие – дверце топочной камеры, скорее всего это плоский камень скальных пород  предназначен для подачи в топочную камеру время от времени дополнительных порций топлива и извлечения накопившейся золы. (Дров то нужно подкладывать, на одной изначально уложенной порции дров разогреть печь и осуществить обжиг изделий невозможно).

Итак, с устройством нижней части печи боле менее понятно  разобрались, постараемся разобраться с устройством сферического свода печи.

Основа  сферического  свода, как предполагаю,  представляет из себя  каркас из жердей, нижние части которых, например через каждые 0,5 - 1 м закопаны в землю с внутренней стороны фундамента печи, а в верхней части собраны вместе и привязаны лыком. Специально акцентирую внимание на слове жерди, а не прутья, так как слово жерди означает – тонкий длинный ствол дерева, очищенный от сучьев и ветвей.    Таким образом, получаем  устойчивый  к нагрузкам в ходе строительства, и сгораемый в ходе первого – же розжига сферическую основу свода печи.  Если принять высоту нижней с уклоном части печи в 1,2 м (как указывали –  «сохранившейся части печи»), то верхняя часть – сферического свода печи по высоте также должен быть в 1,2 – 1, 3 м.  Далее к  вертикально установленным и связанным вверху жердям, горизонтально и вертикально  довольно плотно привязывали прутья лыком. Считаю, на такой устойчивый сферический свод с наружной стороны укладывали заранее подготовленные и прошедшие естественную сушку кирпичи, например, размером 10 Х 10 Х 20 см., которых обмазывали глиной со всех сторон.

Также считаю, в ходе строительства печи второй мастер находящийся внутри печи выполнял следующие работы: Вначале, тщательно укладывая дровами и хворостом, заполнял  нижнюю с уклоном часть печи. По мере строительства сферического свода печи с наружной стороны, он с внутренней стороны,  вначале  осуществлял штукатурные работы (соединял в единый слой, слой глины уложенный на сырцовый кирпич, с укладываемый им слоем на  прутья), а потом укладывал дрова и хворост. Таким образом, отштукатурив и заполнив все внутреннее пространство печи, выходил из печи через верхнее отверстие печи, где изначально были собраны связка из жердей. Итого мы имеем гончарную печь, со  сферическим сводом заполненный  дровами и хворостом в достаточном количестве, чтобы сырцовые кирпичи и небольшое количество израсходованной глины превратились в одно керамическое изделие в случае розжига печи через верхнее отверстие. В этом случае, когда воздух внутрь печи поступает через  имеющиеся внизу отверстия-продухи, а розжиг осуществлен сверху, по мере медленного выгорания топлива выделяемая тепловая энергия будет максимально использована для преобразования глины с кирпичами в керамическую  печь. В ходе этого первого розжига печи как последствие  внутренняя сторона  свода печи будет «остеклена» загрязненная всякими солями, входящими в состав золы.   Само собой разумеется, что жерди сгорят, исполнив свое предназначение – несущей нагрузки опор в ходе строительства, как и прутья, внутри штукатурки («каркас из тоненьких прутьев, обмазанный слоем глины»), которые и наблюдали в кусках обвалившегося свода Великентских гончарных печей.

Мои теоретические рассуждения (так как же все таки, они строили?),  основанные на этих скудных знаниях про Великентские гончарные печи обжига керамических изделий  описанные в данной работе, основываются также на знаниях касательно строительства жилых помещений в период Куро – Араксской культуры, которые привели меня к предположению, что данные гончарные печи  являются,  возможно, немного уменьшенными и измененными копиями одного из вариантов их жилищ того периода.

Приведу несколько цитат из разных источников: (шрифт изменен мною)

« Эта культура характеризуется оседлыми поселениями со своеобразной архитектурой (круглые и прямоугольные дома);

«Носители культуры обитали в укрепленных поселках со стенами из сырцового кирпича. Дома в плане имели круглую форму, оборудованы особыми глиняными очагами»;

Когда перечисляют установленный археологами  перечень общих признаков,  по которым определяют этническую принадлежность данной культуры и территории, охваченные данной культурой, то на первом месте археологи указывают:

К общим признакам «куро-араксской» культуры относятся:

1) заселение городища скученными круглыми жилищами.

Как видите, в данных цитатах ключевыми словами являются: «круглые дома», «со стенами из сырцового кирпича».

Учитывая то, что все кочевые народы строили шатры из жердей обвешанные шкурами, а для куро-араксской культуры уже характерна оседлость, получается округлые дома из жердей, оплетенные сеткой из прутьев, которых  обмазывали глиной - летний вариант временного жилья, в т. ч. и на временных стоянках. Не стоит забывать, что они были земледельцами и скотоводами, или на которых укладывали сырцовый кирпич (может и в два слоя, жерди выдержат) и после обмазки с наружной и внутренней стороны глиной   готов дом  в поселении, с относительно толстыми стенами – зимний вариант.

Согласитесь, имея знания и практику строительства таких домов, до строительства аналогичных гончарных печей предназначенных для обжига больших тарных керамических изделий один шаг.  В шутку. Не хватает большого пожара... и большая гончарная печь готова.

То – есть,  возможно, гончарные печи такой описываемой конструкции также является «изобретением» Куро – Араксской культуры. Так – как необходимость в таких гончарных печах  больших размеров, может, возникнут только у тех, кто перешел на  оседлый образ жизни, и имеют потребность в больших тарных сосудах для хранения запасов разнообразных зерновых по отдельности и других пищевых продуктов.

В связи с тем, что в ходе исследования Великентских керамических изделий выставленных в  музее Института археологии ДНЦ РАН,  у меня накопилось обширный объем фотографического материала. В том числе в  3D формате изделий, а также фотографий отдельных участков керамических изделий, осуществленных с помощью цифрового USB микроскопа «Микрон – 400», которые планирую использовать как фактическую доказательную часть касательно реконструкции  технологии  изготовления Великентских керамических изделий. С  учетом также коротких обоснований и пояснениями к  выставленным мелким керамическим изделиям и  указанием их  размерности, весь комплекс требующего изложения вопросов  вынуждает  данной теме посвятить отдельную публикацию.

 

 

 

 

 

 

© 2010 Фонд лезгины.
За достоверность публикуемой пользователями информации администрация Фонда ответственности не несет.
При копировании материалов ссылка на lezghins.com обязательна.

Разработка сайтов в Махачкале