Новости Реконструкция древних методов и способов изготовления керамических изделий, практиковавшихся в южном Дагестане. Кахульский способ.

Реконструкция древних методов и способов изготовления керамических изделий, практиковавшихся в южном Дагестане. Кахульский способ.

25.05.2019 14:19

 

Реконструкция древних методов и способов изготовления керамических изделий, практиковавшихся в южном Дагестане. Кахульский способ.

М. А. Алимов

Ниже представляю последовательность некоторых основных технологических операций с краткими разъяснениями по Кахульскому способу изготовления керамических изделий.

 

Одновременно хочу выразить благодарность этнологу С. С. Агашириновой за монографию «Материальная культура лезгин XIX - начало XX в.» изд. «Наука», М, 1978, где на стр. 82 – 89 где  был дан краткий общий обзор керамического производства у лезгин Дагестана, и за публикацию в журнале «Советская этнография» № 1, 1984, стр. 110 – 116, статьи «Традиция керамического производства у лезгин Дагестана (По материалам с. Кахуль)» изд. «Наука», М, где относительно подробно было описано технология изготовления керамических изделий по Кахульскому способу.

 

Данная работа явилась основой возможности реконструкции Кахульского способа изготовления керамических изделий, что в конечном итоге позволяет четко идентифицировать изделие или обломок сосуда, что он был изготовлен по Кахульской технологии изготовления керамических изделий.

 

Одновременно хочу заявить, что данный единственный описанный в научной литературе способ не является одним-единственным способом, которым пользовались жители Кахуля или лезгины Дагестана, тому подтверждение множество разнообразных и отличных от Кахульского способа изготовления обломков керамических изделий, встречающихся в заброшенных селах предгорной и горной части южного Дагестана, в т.ч. и в заброшенном селении Кахуль.

 

Т.е. анализировав встречающиеся обломки керамических изделий в предгорной и горной части южного Дагестана пришел к выводу, что в течение многих тысячелетий компактного проживания монополии какого-то одного селения с сохранением технологических секретов изготовления керамических изделий не было. Если в каком-либо селении начинали практиковать какой-либо технологически более прогрессивный способ, то из-за интенсивных контактов, (в т.ч. выход девушек этого селения замуж за парней из других селений) данный способ в скором времени становился достоянием и практикой всего южного Дагестана.

 

Также рассматривая, сравнивая и анализируя встречающиеся в южном Дагестане обломки древних керамических изделий по времени изготовления, вводимые в состав глиняной массы отощителей – глинистого сланца, а также способы их подготовки, и добавок в виде золы и размолотого (растертого на зернотерках) до состояния муки глинистого сланца, все больше прихожу к выводу, что древний стиль изготовления керамических изделий в южном Дагестане можно назвать глинисто сланцевым.

 

Данный вывод доказывается, (что при самом древнем способе изготовления - ручной лепки из теста глины и обжигом в незащищенном костре или очаге, что при позже появившемся Кахульском способе, где в тесто глины уже добавляется отощитель в виде глинистого сланца, а для обжига также используется не защищенный костер из кизяков), по встречающимися обломкам керамических изделий, которые показывают, что изделия были изготовлены по более технологически прогрессивными способами и на оборудовании изготовления керамических изделий практиковавшиеся в южном Дагестане, но при этом оказывается, что за редкими исключениями всегда как отощитель использовался глинистый сланец, при этом встречаются образцы в которых процентное содержание глинистого сланца может доходить до очень высоких величин.

Учитывая используемые приспособления, оборудование и т.д., при производстве керамических изделий, также прихожу к выводу, что производством керамических изделий, занимались исключительно женщины, конечно «обучая» и любопытных детей.

 

Косвенным подтверждением данного предположения является и то обстоятельство, что в производстве керамических изделий очень много заимствований из национальной кухни используемых женщинами мастерицами - это инструментов, оборудования, технологий изготовления определенных блюд, практикующихся и сегодня, а также рассматривая обломки через микроскоп обнаруживаются также следы и детских папиллярных линий, следы ногтей и т.д...

Т.е. предполагаю, что внедрение и развитие способов изготовления керамических изделий, а также ассортимента практиковавшихся изделий в южном Дагестане, это исключительно заслуга местных женщин, проживавших там – же.

 

Основанием для такого заявления считаю и следующее:

Керамические изделия изготовлены исключительно из местной вторично переотложенной легкоплавкой глины с добавлением и местных отощителей. При этом из всего разнообразия встречающихся в южном Дагестане отощителей, использовали в основном как отощитель в течение многих тысячелетий (передавая из поколения в поколение) именно глинистый сланец. Т.е. использовали «окаменевшие» древние геологические отложения глины, уплотненные и измененные давлением и позднейшими метаморфическими процессами и оказавшаяся на поверхности.

Или так в одном довольно высокотехнологичном способе изготовления керамических изделий простой формы (миски, тарелки, и подобных изделий), где используется способ копирования, (названный мною как способ «Афар» - национальное блюдо или пирог, основной начинкой которого является мелко нарубленные съедобные и лечебные травы с другими добавками, о чем более подробно будет изложено при описании данного способа), применен способ наложения теста глины на форму.

 

В данном способе вообще не используется жгуты, ленты или вытягивание глины для формирования изделия при ручной лепке или как на гончарном круге. Раскатывается скалкой ком теста глины, как и тесто из муки при выпечке мучных изделий, на него накладывается «начинка» из глинистого сланца, сверху накладывают еще тонкий блин из глины. Пройдясь скалкой по верхнему слою обеспечивают соединение слоев. Такой «пирог» накладывают, например, на форму миски. Обрезая лишнее и снимая с формы получают копию, остается замазать место обреза и поставить копию изделия на сушку, для последующего обжига.

Описание процесса реконструкции.

Ниже исключив из текста этнографические части статьи буду цитировать выдержки из статьи С. С. Агашириновой касающиеся технологии изготовления керамических изделий по Кахульскому способу, при этом цитируемый текст будет набран курсивом. Кроме того, чтобы легче было ориентироваться и как-то распределить технологические последовательности, мною частям цитируемых текстов даны определенные условные названия, а также с слова «Уточнение», высказываю личное мнение. Важные на мой взгляд моменты набраны жирным шрифтом или изменением цвета шрифта. Изменения шрифта и цвета шрифта использовано и в моем тексте.

Ассортимент

Ассортимент гончарных изделий, изготливавшихся кахульцами в конце XIX - начале XX в., был весьма разнообразен. Это: кварар печер – кувшины больших объемов и размеров для изготовления масла (маслобойки), для хранения зерна и различных продуктов (сыра, масла, сывортки, творога и т.д.); кечинар – крупные кувшины с широким горлом, плавно переходящим в яйцевидное тулово, и сравнительно узким дном, употреблявшимся в хозяйстве для различных нужд; касланар различные кувшины для ношения воды; чапакар – горшки с отогнутым венчиком, иногда с ручками, круглыми в сечении, а также горшки приземистой формы с не очень широким туловом и горловиной (использовались главным образом при доении коров); кьичIер – различные сосуды для варки пищи, с широкими горловинами и слегка отогнутыми венчиками; суьзекар – большие миски с дырочками типа дуршлага; палан кешер – миски малых размеров типа дуршлагов; курар – тарелки различных емкостей и форм для пищи; пехвер – миниатюрные горшочки различных емкостей со слегка уплощенным, округлым либо плоским и широким донцем и т.п. (их крестьяне брали на работу); яд хьвар цIибер – маленькие сосуды для питья воды, молока и т.д.; гетеяр – небольшие кувшины для хранения масла, сливок и других продуктов; гечинар – небольшие кувшинчики для питьевой воды (использовались в полевых условиях во время летних сельскохозяйственных работ); чукваяр – специальные горшки для закваски и варки традиционного напитка тIач; кьичI, тIвехер – горшки разной величины для закваски молока.

Таким образом, в конце XIX - начале XX в. Керамическая посуда использовалась и в быту кахульцев, а также находила сбыт на внешнем рынке, ограниченном, правда, лишь ближайшими дагестанскими селениями. Продажа происходила без посредника купца. Начиная с XX в. Производство керамической посуды в Кахуле резко сократилось. Это было связано в первую очередь с характерным для всего Кавказа проникновением в быт местного населения фабричной посуды, производившейся в больших количествах из России. Однако и в 1920 – 1930-е годы традиция производства лепной керамической посуды сохранялась. В эти годы работали известные мастерицы по изготовлению лепной керамики: Мехри-къари9, Тама- къари, Айшат-кари, Меризат-къари, ФетIма-къари, Гюльбажи-къари, Наврат-къари, Явру-хатун, Магьи, Угьлан и многое другие. Изделия каждой из этих мастериц имели свое клеймо.

В настоящее время кахульская керамическая утварь порой еще встречается в горных селах Ахтынского и Рутульского районов10.

9 Къари – дословно «пожилая», «старая».

10 Образцы лепной керамической посуды хранятся в Ахтынском районном краеведческом музее.

Уточнение – ранее в своих публикациях касательно приводимых в монографии «Материальная культура лезгин XIX - начало XX в.», стр. 88 – 89, изд. «Наука», М, 1978, а также в публикации в журнале «Советская этнография» № 1, стр. 110 – 116, изд. «Наука», М, 1984 фотографий, сфотографированных в Ахтынском краеведческом музее и приводимых в данных работах как образцы керамических изделий, мною при обследовании именно данных сосудов было выявлено, что данные образцы не относятся к сосудам изготовленным по Кахульской технологии, т.к. сосуды были изготовлены из теста глины без добавления глинистого сланца.

Недавно знакомый подарил мне один артефакт. Это четырехугольная, пяти заклёпочная малая саперная лопата, выпущенная в 1915 г. на одном из заводов барона «Щодуаръ», с клеймом и военной приемки (обозначение буквы Д в круге), и я решил безвозмездно (как раньше поступал и с другими артефактами) данный артефакт также подарить Ахтынскому краеведческому музею. А за одно еще один раз осмотреть указанные образцы лепной керамической посуды на предмет наличия клейм мастериц. «Изделия каждой из этих мастериц имели свое клеймо».

Ниже представляю фотографии сданной МСЛ и заявляю, что на указанных в работах где приводятся фотографии хранящихся в Ахтынском краеведческом музее керамических изделиях, как изготовленных по Кахульской технологии, клейм также я не обнаружил, в т.ч. и на донной части.

Фото № 1

 

Фото № 2

 

Фото № 3

 

 

Фото № 4

 

Процесс подготовки теста глины.

Мастерицы доставляли к месту формовки керамики глину, щебень производили необходимую обработку сырья. Обычно использовалась специальная глина хьмур, запасы которого находились недалеко от села в гористой местности Хьмур – дагъ. Эта, светло-коричневая глина отличалась хорошими пластическими свойствами.

Уточнение – под словом щебень понимается размолотый и просеянный остроугольные обломки глинистого сланца размером 0,2 – 5 мм.  Слово хьмур дословно в переводе с лезгинского означает глина. Обозначение местности Хьмур – дагъ означает глиняная гора, т.е. местность – откуда осуществлялось добыча жирной с хорошими пластическими свойствами вторично переотложенной легкоплавкой глины. Осуществляя обследование заброшенного поселения Кахуль, в июне 2014 г., т.ч. выяснил и место где осуществлялось добыча глины. Действительно недалеко от поселения проходит овраг с крутыми склонами, так вот по подсказке информатора – кахульца животновода который пас МРС на землях раньше принадлежащим кахульцам, добыча глины осуществлялась на противоположной от поселения стороне склона в овраге, но произошедший оползень уничтожил следы мест раскопов.

Копали ее в нескольких местах широкими лопатами (лапаткаяр) или большими самодельными ножами (кантIар).

Затем глину складывали в мешки (тапракар, чувалар, хурджинар) самодельного производства и перевозили домой на лошадях или ослах. Иногда женщины сами переносили мешки с глиной; нередко доставлять ее им помогали мужчины и молодежь.

Дома глину ссыпали под навес, сушили в течение 5 – 6 дней, а затем подготавливали к замачиванию.

Для этого ее измельчали плоским камнем (харт, цуьнуь), одновременно очищая от камешков и различного мусора.

Уточнение – т.е. Первый этап после доставки мокрой глины – это сушка под навесом. Второй этап – это грубая ручная очистка высохших кусков глины от нежелательных включений, входящих в состав глины. Для чего на плоский камень скальных пород клали подсохшие куски добытой глины, и другим камнем (кстати слово «цунуь» означает оселок, обычно использовался продолговатый бутовый камень) ударами измельчали куски глины, одновременно очищая глину от видимых камней, корней растений и других инородных тел. Полагаю эти работы проводились там-же под навесом, при этом крупные куски глины, которые не высохли и от ударов камнем сплющивались, отбрасывались в сторону под навес для досушки, а очищенная сухая глина складывалась в мешки и отдельно хранились под навесом, откуда расходовалась в объемах которые считали нужными.

Обратите внимание, описывается сухой способ грубой обработки глинистого материала – ручной перемол. Допускаю что возможно использовался и другой не описанный способ – ручное перетирание сухих кусков глины друг об друга.

Как следует из вышеизложенного, такие позже появившиеся способы обработки влажной глины как введение пластифицирующих добавок: дубильных кислот, помета животных, молочной кислоты, закисание глины при длительном вылеживании в тепле и влажном состоянии, многолетние вымораживания и размораживания в буртах, отмучивание, когда осуществляется гораздо более тщательная очистка и подготовка исходного сырья кахульским мастерицам были не знакомы или они не практиковали.

Данные обстоятельства доказывают, что вплоть до середины XX века кахульками практиковался один из древних и простой способ грубой обработки глинистого материала, который удовлетворял потребности семьи и общества в керамических изделиях.

Если глина предназначалась только для формовки посуды (глину могли использовать и для изготовления печей7), ее просеивали через специальное сито (саф) с крупными отверстиями (диаметром в 0,5 см), сделанное из козьей шерсти.

7 Если глина предназначалась для изготовления традиционных печей хьар (в них местные жители выпекали хлеб), то в нее кроме щебня добавляли козью шерсть (цегьре чIарар), соблюдая необходимые пропорции: 100 кг глины, 10 кг щебня, 3 кг козьей шерсти. Такое соотношение глины, щебня и козьей шерсти делало печи прочными. Например, печь хьар служил в течение 8 – 10 и более лет.

Уточнение – в данном абзаце и в пояснении 7 смешены вместе Третий этап работ – это просеивание через специальное сито с диаметром отверстий в 0,5 см сделанное из козьей шкуры с указанием рецепта еще одного изделия, которое входило в ассортимент выпускаемой, в т.ч. и для продажи продукции – это своды двухскатной лезгинской печи Хьар. Дело в том, только своды печи, подвергающиеся воздействию открытого пламени и горячих газов, изготавливались из керамики по указанному рецепту, а все остальные детали печи – выкладывались из саманного кирпича.  При этом, ошибочно указаны пропорции рецепта как для всего печи Хьар, в то время как указанные пропорции – 10 кг глины, 1 кг глинистого сланца, 0,3 кг козьей шерсти практиковались, практикуются и сегодня при изготовлении только одной детали двухскатной печи Хьар – это сводов печи. Добавление козьей шерсти обеспечивало (после обжига сводов и выгорания шерсти) повышенную пористость сводам печи, что при начальном разогреве и контакте холодных сводов с открытым пламенем и горячими газами костра в печи обеспечивал более равномерный разогрев сводов печи без растрескиваний.

Хочу обратить внимание еще на одно обстоятельство, касательно создания керамических изделий с повышенной пористостью, где уже использовалось другое свойство керамических изделий повышенной пористости. С. С. Агаширинова указывала в перечне выпускаемых керамических изделий – это «гечинарнебольшие кувшинчики для питьевой воды (использовались в полевых условиях во время летних сельскохозяйственных работ)».

Дело в том, что указанные сосуды для питьевой воды в южном Дагестане существовали двух видов: первый вид – сосуды для питьевой воды (малопористые) который хранились дома и высокопористые которыми пользовались только в жаркий период года, в полевых условиях или размещались во дворе, которые потели и через испарение воды с поверхности сосуда охлаждали воду внутри сосуда. Своеобразные кувшины-холодильники основанные на принципе понижения температуры, через испарение содержимого сосуда, и такая практика изготовления керамических кувшинов было известно и практиковалось по всему южному Дагестану с незапамятных времен. И только при изготовлении высокопористых сосудов в тесто глины специально добавляли козью шерсть.

Полагаю, также, что в развитии керамических сосудов высокопористые сосуды первичны, а малопористые и более высокого качества обжига сосуды вторичны, т.к. при костровом обжиге не могли обеспечивать высоких температур обжига соответственно и качественного спекания.

Процесс подготовки добавок – непластичных материалов в тесто глины

Щебень (шим) также привозили из расположенного недалеко от села местности Хъан. Считалось, что именно этот щебень (хъан шим) – сравнительно мелкий, крепкий, темно-голубого цвета (выделено жирным шрифтом мною) нужен для изготовления посуды. Щебень перебирали, измельчали и просеивали через саф.

Уточнение – в данном абзаце автором не уточнен, что за конкретный материал подразумевается под словами «хъан шим», но даются характерные признаки – «сравнительно мелкий, крепкий, темно-голубого цвета». Учитывая то, что геологи территорию Дагестана условно делят на три зоны: южная – Сланцевый Дагестан, средняя – Известняковый Дагестан, северная ее часть – Низменный Дагестан, можно однозначно предположить, что под словами «хъан шим» предполагается имеющийся в изобилии в южном Дагестане - «глинистый сланец», и вполне возможно, слово «хъан» это название местности где имелось выход осыпающегося в ходе эрозионных процессов глинистого сланца и где осуществлялась добыча глинистого сланца в виде крупного песка.

Ниже представляю фотографию проявления глинистого сланца по дороге в Ахты.

 

Фото № 5

 

Кроме того, спутаны не только два различных материала, ошибочно предполагая, что по-лезгински «Щебень» называется «Шим». В действительности, «Щебень» (в просторечии – щебенка) – неорганический, зернистый материал с зернами размером от 5 мм до 300 мм получаемый дроблением горных пород, гравия, валунов, бутового камня и других неметаллических ископаемых, которые подвергаются последующим рассевам дробления по фракциям по-лезгински называются «КIыкIалар», а вот «Песок», остроугольные или окатанной формы обломки в основном разнообразных горных пород размером от 0,2 мм до 5 мм, образовавшиеся в результате естественного или искусственного разрушения горных пород по-лезгински называется «Шим». Природные пески в зависимости от генезиса могут быть аллювиальными, делювиальными, коллювиальными, морскими, озерными, эоловыми. Пески, возникшие в результате деятельности или воздействия водных объектов, имеют более округлую, окатанную форму.

Т.е. в тесто глины не добавлялся щебеночно-песчаная смесь размером от 0,2 мм до 300 мм, например, из ложа реки, а добавлялся специально подготовленный глинистый сланец размером от 0,2 мм до 5 мм.

Соответственно считаю, под словами «щебень (шим)» употребляемые С. С. Агашириновой следует понимать не щебень из бутового, или других камней получаемый дроблением горных пород. Или песок, образованный из тех – же камней и встречающийся в ложах рек, зачастую в смеси с глиной. Анализ встречающихся обломков изделий, изготовленных в т. ч. и по Кахульской технологии показывает, что использовался не просто «шим», например, песок встречающийся в ложах горных рек, а именно глинистый сланец с остроугольными краями и размером от 0,2 мм до 5 мм, из чего следует, что добытый глинистый сланец дополнительно подвергался размолу и рассеву.

Хочу также отметить, глинистый сланец представляет собой древние геологические отложения глины уплотненная и измененная давлением и позднейшими метаморфическими процессами и оказавшиеся на поверхности. В отличие от глины не размокает в воде и не пластична. Состав химических компонентов приблизительно такой же, как и у глин. Учитывая то, что глинистый сланец – это древние геологические отложения глины и эти же свойства приобретает глина при обжиге, можно предположить, что наиболее близким к глине по коэффициенту расширения при обжиге веществом является именно глинистый сланец. Можно представить, сколько проб и ошибок начиная со времени неолита, пришлось пройти лезгинкам, пока не установили, что наилучшим добавкой отощителем в глину из имеющихся местных материалов является именно глинистый сланец. Например, бутовый камень имеет не только отличный коэффициент расширения, что способствует образованию трещин, сколов и т.д. в керамическом изделии, но имеет еще и свойство взрываться в ходе обжига. Данное изобретение, безвестной мастерицы – добавление глинистого сланца как отощителя в глину, тысячелетиями передавалось из поколения в поколение. Добавление глинистого сланца в глину обеспечивает, кроме того, более равномерное высыхание и сжатие изделия из глины без создания напряжений, при увеличении прочности изделия и сокращение возможности ее резкой усадки во время формовки, сушки и обжига.

Хочу особо отметить, что использование глинистого сланца как наполнителя в тесте глины нельзя рассматривать как отличительный признак кахульской технологии изготовления керамических изделий, т.к. в южном Дагестане повсеместно встречаются обломки керамических изделий с глинистым сланцем, в т.ч. и при большом процентном разнообразии использования данного материала и разнообразии используемых технологических приемов.

Процесс подготовки теста глины

После этих подготовительных работ глину замачивали. Если требовалось большое количество глины, ее замачивали в соответствующего размера яме (фур), предварительно тщательно очищенной. В последующие дни глину снова заливали водой. Чтобы глина получилось нужной консистенции, она должна была «мокнуть» трое-четверо суток. Иногда глину замачивали в больших корытах (хвах) или в больших медных кастрюлях (къачгъан).

Следующая не менее ответственная операция – «топтание» (тIушунун) глины. Женщины, а иногда и подростки босыми ногами топтали глину, одновременно очищая ее от мусора. В результате этого глина становилась тягучей, как тесто. На определенной стадии топтания глины в нее добавляли щебень хъан шим (из расчета 1 часть щебня – 5 частей глины), а при надобности и воду, если глина оказывалась чрезмерно густой.

Из обработанной таким способом глины надо было сразу формовать изделия. Рабочее место мастерица готовила заранее: выбирала небольшую ровную площадку, подметала его, подвозила необходимое количество плоских камней разных размеров для посуды различных емкостей, а также соответствующую доску для раскатывания жгутов, золу и сильно измельченный щебень. В отдельной посуде была приготовлена жидкая глина для заглаживания поверхности сосудов. Удобно усевшись на земле на свернутых в несколько раз паласе или на специально предназначенной для этого подушке (налча), мастерица брала нужного размера камень и приступала к работе.

Уточнение – итак. Первый абзац процесса подготовки теста глины поясняет, что из сухой, подвергшейся ранее ручной очистке глины отбирается необходимое количество сухой глины и его замачивают.

Во втором абзаце сообщается про проводимые две технологические операции: 1 – замес теста глины в зависимости от количества теста глины вручную или ногами с одновременным дальнейшим очищением от примесей; 2 – только после исполнения 1 технологической операции в тесто глины вводится глинистый сланец также прошедший определенную подготовку – определенной размерности и продолжается замес теста глины, для равномерного распределения наполнителя – глинистого сланца в тесте глины.

Третий абзац повествует, что только после исполнения технологических операций указанных во втором абзаце можно приступить к формованию изделий, но перед тем как формовать изделия необходимо было заранее подготовить рабочее место.

Для чего на рабочее место доставлялись: «плоских камней разных размеров для посуды различных емкостей». Как следует понимать – эти плоские камни скальных пород, выполняли функции – подставки под изделие в ходе формования, а также в процессе сушки изделия. Данные камни в ходе формования изделия выполняли также функцию турнетки или гончарного круга, т.е. поворачивая плоский камень на нем формовали, выравнивали, заглаживали и т.д. изделия, и на них же осуществляли сушку изделия;

«соответствующую доску для раскатывания жгутов». Под словами соответствующую доску, следует понимать низкий столик (кртIын) обычно используемый для раскатывания теста при выпечке хлеба, других мучных блюд национальной кухни. Этот же столик использовался и как кухонная принадлежность – столик при приеме пищи. Полагаю, при раскатывании жгутов также использовали золу, чтобы тесто глины в ходе раскатывания жгутов на прилипла к доске.

Ниже представляю фотографию сцены выпечки хлеба из Ахтынского краеведческого музея, на котором видна, «соответствующая доска для раскатывания жгутов» которую в основном использовали для раскатывания теста при выпечке хлеба. Т.е. полагаю под словами «соответствующую доску» следует понимать заимствование и использование мастерицами знакомого кухонного оборудования для раскатывания жгутов из глины в керамическом производстве.

Фото № 6

 

 

«золу и сильно измельченный щебень».

Под словами сильно измельченный щебень, следует понимать растертый на зернотерках или размолотый в ступах до состояния муки и просеянный глинистый сланец. Зола, как и глинистый сланец использовалась как подсыпка на плоские камни скальных пород, чтобы не прилипла к ним тесто глины в ходе формования и сушки изделия. Т.е. если тесто глины из которого формовали изделие было влажным, и оно могло прилипнуть к плоскому камню – подставке, то подсыпали золы, т.к. входящие в состав золы окислы в основном (NaO + KO – 10-12%, CaO 7 – 9%,) мгновенно сушило тесто глины в месте контакта золы с глиной, а если тесто глины было менее влажным, то подсыпали порошок глинистого сланца. Значит на рабочем месте было две емкости – с золой и глинистым сланцем, или одна емкость где находилась смесь указанных веществ.

«В отдельной посуде была приготовлена жидкая глина для заглаживания поверхности сосудов».

Учитывая практику женщин касательно операции заглаживания жидкой глиной – это при заглаживании земляного пола, стен домов, плоской крыши дома и т.д., и использование при выполнении данных операций вместо кисточки кусочка овчинки, можно предположить, что заглаживание изделий жидкой глиной также осуществлялся не руками, а кусочком овчинки.

Полагаю, также, что жидкая глина использовался и как клей при соединении к изделию ручек, носиков, и т.д., так-как данные детали изготавливались отдельно и сразу соединялись к изделию после формования тела изделия, пока заготовки не приобрели коже твёрдое состояние, а не как указывается ниже – изготавливались и прикреплялись сырые детали, которые не прошли даже воздушно-сухую сушку приделывали к телам заготовок перед обжигом –«Когда сосуд был подготовлен для обжига, к нему приделывали ручки».

Процесс формовки сосуда из теста глины

Формовка сосуда начиналась с дна. От массы глины мастерица отделяла часть, необходимую для изготовления сосуда того или иного объема, и, размяв ее между ладонями, клала на предварительно посыпанный золой или измельченным щебнем плоский камень-подставку. Затем ударами тыльной стороны ладони, сжатой в кулак, мастерица слегка сплющивала ком, пока он не принимал форму плоского дна. Далее она тремя пальцами (большим, указательным и средним) обеих рук как бы расплющивала края дна и превращала их в основание стенок сосуда. Сами стенки делались из глиняных жгутиков. С этой целью она брала ком глины и на предварительно обсыпанной золой доске ладонями раскатывала его, чтобы получился жгут диаметром в 4 – 5 см, длиной около 35 – 40 с. Потом мастерица прикрепляла жгут к основанию стенок сосуда, одновременно уплотняя их. В процессе работы мастерица придавала сосуду желаемую форму, подравнивала толщину стенок и производила заглаживание – цIалцIаарун. Смочив руки водой, она сначала заглаживала жгуты, а затем и весь сосуд, но уже глиняным раствором.

Когда сосуд был подготовлен для обжига, к нему приделывали ручки – две или одну в зависимости от назначения сосуда. Формы ручек были нескольких разновидностей: валиковые, круглые в сечении; ленточные; псевдоручки в виде небольшого, сжатого с боков вертикального выступа, и др.

В большинстве случаев кахульские керамические изделия не орнаментировались. Иногда после заглаживания мастерица прямо по сырой глине щепкой, веткой или острым краем плоского камня наносила штрихи (нахыш) в виде зигзагов, елочек, полосок, горизонтальных и ломанных линий и т.п.

Обычно изготавливались несколько сосудов разных емкостей и размеров, пока не заканчивалась вся подготовленная глина.

Уточнение – касательно слов «посыпанный золой или измельченным щебнем плоский камень-подставку», разъяснения даны выше.

Полагаю, слова «жгут диаметром в 4 – 5 см, длиной около 35 – 40 с.», также требуют разъяснения. Обратите внимание на выше приведенный ассортимент изделий, где указаны изделия различных размеров и емкостей. Это значит, что сосуды имели и различную толщину стенок, соответственно диаметры и длины жгутов также были различны, а не фиксированы указанными данными.

Выше указывалось, что в ходе раскатывания жгутов использовали «соответствующую доску для раскатывания жгутов». Полагаю, в начале брали ком глины и из него промятием в руках изготавливали грубый жгут, который далее на доске подсыпав золы выравнивали по диаметру с помощью другой доски или плоского камня используя его как скалку, и ровно обрезая чем ни будь острым концы жгута. Слова про использование «соответствующей доски» как приспособления - инструмента, предполагает и исключает использование более древнего способа изготовленного жгута ручным способом и наращивания из него стенок сосуда.

Известно, что жгут представляет собой круглую в сечении «колбаску» и формируя из него стенку сосуда жгут раздавливается – деформируется и жгут выглядит не как жгут, а как цельная стенка сосуда, в т.ч. и в ходе промазки одного жгута к другому при замазывании швов.

Известно также, что керамические сосуды имеют перепады в толщине стенок, особенно в придонной и устьевой части. Форма сосуда создается за счет увеличения диаметра в зоне тулова, которое происходит при раздавливании на этом участке жгутов. В придонной зоне (начало раскрывания формы) и зоне плечиков (закрывания формы) значительного раздавливания жгутов не производят, так как нет необходимости в увеличении диаметра. Поэтому наблюдается перепад в толщине стенки: тулово тоньше придонной и устьевой частей. Если перепады существенны в сочетании с картиной крепления стык в стык, то данный признак и предполагает, что скорее всего использование именно жгутов.

И наконец, по изначальному диаметру жгута приблизительно можно вычислить толщину стенки сосуда. Диаметр равен приблизительно удвоенной толщине стенки. Т.е. хочу сказать, например, при изготовлении маленьких или очень больших сосудов не использовался «жгут диаметром в 4 – 5 см, длиной около 35 – 40 с.», а представляя объем будущего сосуда которого планирует изготовить мастерица, она раскатывает определенного диаметра и длины жгуты, которые удобны в работе при изготовлении именно данного сосуда.

Процесс сушки

Сушке сосудов придавалось большое значение. Не полагалось сушить под прямыми лучами солнца, ибо от этого изделия могли потрескаться. Их следовало сушить в тени в течение нескольких дней, а иногда и недель (в зависимости от погодных условий). Если сосуды недостаточно высыхали, они во время последующего обжига могли потрескаться.

Процесс обжига

Обжигали изделия прямо на земле без каких – либо специальных приспособлений. Топливом служил кизяк (купI, капай), приготовленный из навоза с добавлением небольшого количества соломы (самар). Четырехугольные плитки кизяка – купI (длина сторон 22 – 24 Х 35 -40 см, толщина 10 – 12 с) делали с помощью специальной деревянной формы (купад кIулар), а круглые – капай (диаметром в 6 – 7 см) формовали вручную. Кизяк купI особенно ценился при обжиге посуды, потому что горел медленно и долго. При обжиге соблюдался определенный порядок укладки кизяка и сосудов. Сначала на землю клали один слой кизяка (величина площади, занятой им, зависела от количества изделий, предназначавшихся для обжига). На него помещали посуду так, чтобы она и кизяк располагались как бы в шахматном порядке. Поверх посуды снова клали слой кизяка, затем опять посуду и т.д. Таким образом получалось 4 – 5 слоев, из которых верхние были меньшего размера, чем нижние. Эта своеобразная пирамида из кизяка и гончарных изделий называлась куьм (не переводится). Сооружали ее только опытные женщины, а остальные и помогали.

Затем куьм поджигали в трех – четырех местах по краю основы. Куьм разгорался сравнительно быстро, поскольку при сооружении его женщины, видимо соблюдали необходимые условия тяги. Огонь держался почти сутки, если его не гасили. По истечнии одного дня лепные гончарные сосуды считались готовыми к использованию. Они приобретали нужный цвет. Готовность обжигаемых изделий определяли опытные женщины. Нам говорили, что при хорошем огне обжиг производился в течение 5 – 7 часов. Многие мастерицы по истечении этого времени бросали на огонь землю, мелкий сор, чтобы он постепенно гас, другие оставляли изделия на медленном огне иногда до суток. Очень важно было правильно провести обжиг. Если сосуды были недостаточно обожжены, они шелушились, оказывались недоброкачественными.

Несмотря на то, что процесс изготовления керамической посуды был несложным, он все же требовал от гончара определенной квалификации, опыта и профессиональных навыков.

Уточнение – касательно слов «Топливом служил кизяк (купI, капай), приготовленный из навоза с добавлением небольшого количества соломы (самар)». Чтобы наглядно представили о каком виде топлива идет речь представляю несколько фотографий.

Ниже на фото № 6 представлена форма кизяка, называемого (купI) который изготавливается аналогично саманному кирпичу, но из навоза и он сушится на земле.

Фото № 7

 

Фото № 8

 

 

 

На фото № 8 представлено изображение кизяка, названного (капай). Слово «кап» по-лезгински означает «ладонь», т.е. данные формы кизяка размером с ладонь, и они изготовлены вручную, а не в деревянной форме, и лепят их для сушки к стенам обычно хлева с наружной стороны.  Данная форма кизяка имеет и другое название – «гилиг», т.е. сформированные. Эти формы кизяка имели не только указанный автором диаметр (диаметром в 6 – 7 см), но изготавливались и больших размеров. Например, размерность представленного на фотографии гилига 24 Х 20 Х 5 см. Лепят их и большего размера. В подтверждение представляю фотографию хлева, сделанного в 2014 г. в селении Гдым в ходе обследования данного села (правильно местное произношение Гутум).

 

Фото № 9

 


При обжиге соблюдался определенный порядок укладки кизяка и сосудов. Сначала на землю клали один слой кизяка (величина площади, занятой им, зависела от количества изделий, предназначавшихся для обжига). На него помещали посуду так, чтобы она и кизяк располагались как бы в шахматном порядке. Поверх посуды снова клали слой кизяка, затем опять посуду и т.д. Таким образом получалось 4 – 5 слоев, из которых верхние были меньшего размера, чем нижние. Эта своеобразная пирамида из кизяка и гончарных изделий называлась куьм (не переводится). Сооружали ее только опытные женщины, а остальные и помогали.

Ранее я представлял данный рисунок, чтобы наглядно представить описанное в вышеуказанном абзаце представлю рисунок еще раз.

 

Фото № 10

 


 

Как видите в данном случае имеем один из видов древнейшего не защищенного костра, где топливом служат кизяки. При этом как полагаю вначале выкладывали слой кизяка формы – купар (по форме похожей на кирпичи), на них выкладывали обжигаемые керамические изделия, при этом пространство между изделиями заполняли другим видом кизяков – капай- гилигар, ими же выкладывали и наружные стороны образовавшейся своеобразной пирамиды из кизяка и обжигаемых изделий.

Затем куьм поджигали в трех – четырех местах по краю основы. Куьм разгорался сравнительно быстро, поскольку при сооружении его женщины, видимо соблюдали необходимые условия тяги. Огонь держался почти сутки, если его не гасили. По истечении одного дня лепные гончарные сосуды считались готовыми к использованию. Они приобретали нужный цвет. Готовность обжигаемых изделий определяли опытные женщины. Нам говорили, что при хорошем огне обжиг производился в течение 5 – 7 часов. Многие мастерицы по истечении этого времени бросали на огонь землю, мелкий сор, чтобы он постепенно гас, другие оставляли изделия на медленном огне иногда до суток. Очень важно было правильно провести обжиг. Если сосуды были недостаточно обожжены, они шелушились, оказывались недоброкачественными.

Как следует из вышеуказанного абзаца разгоралась пирамида быстро, но горела долго.

И вот тут, когда этнолог берет интервью у кахулок которые родились в Махачкале, Дербенте, и слышали от своих родителей как обжигали керамические изделия, но сами даже не видели ни одного образца керамики, в тексте появляются такое предложения как: «Они приобретали нужный цвет». В спектре 7 цветов, и далее идут тона, а вот цвета называемого нужный нет. А ведь какого цвета получаются керамические изделия при обжиге в кизяках является очень важным характерным признаком.

«Готовность обжигаемых изделий определяли опытные женщины. Нам говорили, что при хорошем огне обжиг производился в течение 5 – 7 часов. Многие мастерицы по истечении этого времени бросали на огонь землю, мелкий сор, чтобы он постепенно гас, другие оставляли изделия на медленном огне иногда до суток. Очень важно было правильно провести обжиг».

Как полагаю, из данного текста, обжиг производился в двух режимах: 1 окислительный обжиг, который длился 5 – 7 часов; 2 вначале окислительный обжиг, который в конце обжига переводили в восстановительный обжиг, это после разогрева всей пирамиды далее не допускали доступа воздуха обсыпав костер землей и оставляли костер в течение суток для медленного остывания.

Общее и отличительное для обоих режимов обжига.

Общее в обоих режимах, обжигаемые горячие керамические изделия проваливаются в горячую золу, образующуюся из кизяков. горячая зола также сыплется и во внутрь обжигаемых изделий.

Учитывая, что содержание минеральных веществ в золе кизяка – Натрий + Калий (Na20, K2O) 10 – 12%, Фосфор (P2O5) 4 – 6%, Кальций (CaO) 7 – 9%, а глина представляет собой алюмосиликат, в котором часть ионов алюминия замещены и на ионы железа, то в ходе реагирования данных веществ при окислительном процессе с одной стороны произойдет обесцвечивание с переходом красного цвета керамики на белый – желто кремовые тона, с другой стороны к образованию на поверхности, легкоплавких стекол, которые будут способствовать упрочнению и уменьшению пористости изделия.

А вот при восстановительном процессе цвет изделий будет совсем другой – черный, т.к. образующийся из остатков кизяка при недостаче кислорода угарный газ (СО) реагируя с образовавшимися в ходе обжига окислами железа (Fe2O3) преобразует его до магнетита и далее до вюстита, что в конечном итоге и в зависимости от и отложившегося на стенках изделия копоти, изделия приобретут оттенок от зеленовато-голубого до иссиня-черного вороненного цвета.

3Fe2O3 + CO = 2 Fe3O4 + CO2 восстанавливается оксид железа до магнетита. При восстановлении по указанной реакции xFe2O3 + CO = 3FexO + CO2, образуется твердый раствор FeO-Fe3O4 (вюстит).

Считая вопрос фактического установление цвета изделий важным, мною были проведены два эксперимента:

1 имитирующий окислительный обжиг. Была изготовлена пластинка, которую обсыпал с обоих сторон золой и обожжен в окислительной среде;

2 изготовлены два сосуда по кахульской технологии – с добавление в тесто глины просеянного глинистого сланца с остроугольными краями и размером от 0,2 мм до 5 мм. С целью создания восстановительной среды данные сосуды были помещены в блюдца из нержавеющей стали, куда предварительно было засыпана зола в смеси с угольной пылью, также золой были покрыты изделия и сверху, после чего миска была укрыта сверху другой миской из нержавеющей стали. В таком состоянии миска с обжигаемыми изделиями была помещена в муфельную печь. Обжиг проводил при температуре 830 градусов Цельсия в течение 3 ч, с медленным разогревом до указанной температуры в течение 4 ч, после чего шел процесс остывания. Максимальную температуру в 830 градусов Цельсия выбрана полагая, что при костровом обжиге кизяк дать более высокую температуру не способен.

Хотя знаю, что обжиг керамических изделий можно проводить с температур немного выше 600 градусов Цельсия, т.к. окись кальция, входящий в состав золы CaO способствует наиболее низкой температуре спекания черепка (около 500 град. Цельсия), что было важно в случае примитивного обжига.

Ниже представляю в 3D формате пластинки, обожжённой в окислительной среде при 900 градусах Цельсия и двух сосудов, обожженных в восстановительной среде при 830 градусах Цельсия.

 

Фото № 11

 

 

Фото № 12

 


 

Фото № 13

 


Пояснение относительно красной кромки одной псевдоручки. Дело в том, что данная кромка была прижата к стенке нержавеющей миски, соответственно контакта с золой и особого влияния угарного газа не было, соответственно обесцвечивания в этом месте не произошло.

Выводы:

- Впервые на основе описанной в научной литературе Кахульской технологии изготовления керамических изделий, выяснена последовательность технологических операций и конкретные наименования вводимых в тесто глины веществ, и на этой основе изготовлены и получены реплики, соответствующие изделиям, изготовленным по Кахульской технологии.

- Выяснено, что в ходе обжига керамических изделий в практиковавшемся простейшем не защищенном костре из кизяков применяли оба режима обжига – окислительный и восстановительный, при этом при окислительном режиме обжига получали изделия бело-желто кремовых тонов, а при восстановительном режиме обжига получали изделия от зеленовато-голубых оттенков до иссиня-черно-вороненных цветов.

- Выяснено также, что в черепке изделий визуально и тактильно просматривается и прощупывается входящие в состав теста глины частички глинистого сланца и по их количеству приблизительно можно установить и процентное содержание.

- Учитывая, используемые технологические приемы при изготовлении керамических изделий – грубая ручная визуальная очистка теста глины от входящих нежелательных компонентов, использование незащищенного костра с использованием низко калорийного кизяка как топлива, а также то, что на изделиях за редким исключением присутствует орнаментация, можно предположить, что данная технология относится к одним из древнейших и вполне допустимо отнесение его на второе место после ручной лепки с обжигом изделий в незащищенном костре или в очаге которыми пользовались охотники - собиратели.

Из чего следует, данная технология впервые начали практиковать люди ведущие оседлый образ жизни, основным занятиями которых было земледелие и скотоводство. Учитывая также, что южный Дагестан, в т.ч. предгорные и горные части были заселены земледельцами-скотоводами в неолите (ново каменном веке) – 6 – 3 тыс. лет до н. э., а при изготовлении керамических изделий используется исключительно местное сырье, то можно предположить, что Кахульская технология изготовления керамических изделий впервые начали практиковать (изобретена местными мастерицами) в указанный период, как более прогрессивный и способный удовлетворить более массовым выходом продукции потребности семьи и общества при разнообразии видов керамических изделий необходимых при оседлом образе жизни.

 

© 2010 Фонд лезгины.
За достоверность публикуемой пользователями информации администрация Фонда ответственности не несет.
При копировании материалов ссылка на lezghins.com обязательна.

Разработка сайтов в Махачкале