Новости Повторное обследование Ахтынской Джума мечети в 2020 г., или попытка прояснения некоторых исторических вопросов.

Повторное обследование Ахтынской Джума мечети в 2020 г., или попытка прояснения некоторых исторических вопросов.

01.09.2020 23:13

 

Повторное обследование Ахтынской Джума мечети в 2020 г., или попытка прояснения некоторых исторических вопросов.

М. Алимов

Ниже представляю фотографии мечети, которые у меня имеются. На некоторых указаны и годы.

Небольшое пояснение относительно представляемых фотографий. Часть фотографий из личного архива, остальные (с бликами) из Ахтынского краеведческого музея, в т. ч. и две фотографии рисунков 1850 г. русского художника.

Причина использования фотографий именно из музея в том, что считаю музей более достоверным источником, чем, например, «открытые источники», т.к. все что хранится в музее подлежит регистрации в журнале, соответственно проходили и определенные проверки, другая причина использования фотографий в данном материале, считаю фотографии в информативном плане более насыщены чем словесное описание, особенно при использовании и пояснительных текстов. Также, чтобы легче было понять о каких периодах идет речь буду вольно обозначать периоды времени, итак. Царский период

1.Картина с. Ахты русского художника от 3 июня 1850 г.

Картина русского художника от 3 июня 1850 г., на котором видно, что Ахтынская Джума мечеть с плоской земляной крышей, как и прилегающие рядом дома. Рядом с мечетью и выше мечети видны остатки развалившейся крепости и остатки развалившейся сторожевой башни возможно крепости.

 

Если рассматривать только картину, возникает вопрос — это остатки сторожевой башни крепости, которая была построена раньше мечети или минарета мечети, с которой муэдзин призывал верующих на молитву?

Ответ, что это сторожевая башня крепости, полагаю находим в «Ахты-Наме», цитирую абзац «Самсам трижды осаждал эту [крепость], но, не достигнув предмета желаний, вернулся назад. При первой осаде, продолжавшейся месяц, доставлять воду в крепость из реки Ахти 22 (Имеется в виду река Ахты чай – Ахцагьрин вацI) было невозможно, поэтому ее с трудом доставляли из реки Самур. После того как Самсам отступил, Дарвишаи за три месяца из крепости к реке // Ахти проложил дорогу, остатки которой и башня (бурдж) над ней23 все еще сохраняются». Как видите в тексте четко указано слово башня, а не минарет.

А в пояснении 23 указано «23 По рассказам ахтынцев, их крепость имела три подземных хода: два – к Ахтычаю, один – к Самуру».

К указанным рассказам о трех подземных ходах могу добавить еще один рассказ, случившийся в 2 тысячных годах, позже рассказанный и мне. В одном доме расположенном ниже крепости во внутреннем дворе, выложенном плоскими каменными плитами скальных пород один камень в полу у стены шатался, и хозяин дома чтобы выяснить причину подняв камень, обнаружил туннель. Пригласив родственника, прихватив фонарики стали обследовать ход. Ход проходил под домами вверх и вниз, завершаясь тупиком, нашли две сабли и большой кусок шелковой ткани. Когда прознали про самодеятельность молодых более старшие родственники обязали поставить камень на место на цементном растворе, подсчитав хождения по таким старым ходам опасным мероприятием. Из данного случая полагаю можно предположить, что с Ахтынской средневековой крепости в определенные дома селения изначально были проложены и подземные тайные хода.

Дело в том, что А. Р. Шихсаидов в монографии «Очерки истории, источниковедения, археографии средневекового Дагестана», на стр. 254 – 264 озаглавленных «Ахты-Наме» и на стр. 265 – 277 озаглавленных «История Абу Муслима», с ссылками на средневековых и позже авторов, дает описание не только касательно строительства мечети «доблестным правителем Абдрахманом, названным Абу Муслимом ад Димашки, завоевателем области Дагистан», но и касательно очередности строительства им мечетей указывает: Затем Абу Муслим построил мечеть в селении Кала Кура, куда назначил своего сына михтара Санджаба.

После построил мечеть в селении Ахти и поселил там свою сестру с его мужем Исхаком или Дарвишайи (после принятия им ислама Исхак взял себе имя Дарвишаи, т.е. Абу Муслим выдал свою сестру замуж за предводителя селения Ахты); и далее поясняет, что смысл слова Ахти – «моя сестра». Когда она умерла, Абу Муслим похоронил ее в ахтинской мечети.

Потом он построил мечеть в Риджа и Мака и назначил в оба места Амир Хамзу, сына своего дяди по линии отца.

Можно предположить, у средневековых авторов под селением Кала Кура – (т.е. крепость кюринцев) подразумевается селение, современное название которого - Кара Кюре (в переводе с турецкого - черные кюринцы) расположено в нынешнем Докузпаринском районе.

Касательно места захоронения михтара Санджаба, впервые сообщает д.и.н. З. Ш.Закарияев в опубликованном в этом 2020 году научной статье «Арабоязычное сочинение Та´рих Мискинджа как источник по истории раннего этапа исламизации Дагестана», где указывает «Вместе с тем в Та´рих Мискинджа содержатся важные детали, отсутствующие в других источниках. К таковым следует отнести, например, сообщение о захоронении михтара Санджаба в мечети Каракюре».

Значит вторая по счету мечеть (после Каракюринского), построенная арабами после вхождения в Дагестан построена в Ахтах. Остается для меня пока открытым и такой вопрос – почему арабы хоронили своих в мечетях? Ведь кладбища «иноверцев - христиан» еще со времен Кавказской Албании – государства лезгин и лезгиноязычных народов в обоих селах существовали…

Также А. Р. Шихсаидов сообщает, что в районе мечети находилась и Ахтынская крепость, построенная ранее, про неоднократные нападения Самсама (хазарского предводителя селения Микрах) на предводителя Ахтов Исхака-Дарвишаи, и что его сын Шах Касим погиб в одном из столкновений при третьем нападении Самсама, когда он захватил район у бань (название района у бань называется «Къуру кал», т.е. сухая местность, где имеется отселок от селения Ахты который также называется Къурукал.), где простоял семь лет. Дарвишаи, будучи в безвыходном положении, призвал себе на помощь эмиров тарса весте с опытными мужами из Рутула, Джиника, Р.фука. Семь месяцев продолжалось столкновение. Наконец, Самсам потерпел поражение и возвратился назад.

Взаимоотношения с хазарами, события до арабского периода

Анализ данной информации, особенно если задать себе вопрос, почему после двух неудачных попыток захвата Ахтынской крепости, хазарский предводитель решил захватить и удерживал в течение семи лет именно район у бань? Чего он добивался захватом именно района у бань?

Из данной информации можно предположить, что указанные события происходили:

1) До вхождения арабов в Дагестан; (до 725 г. н. э.). Т.е. если вся   низменная часть Дагестана включая и Дербент и далее была в руках хазар, то предгорная и горная части южного Дагестана, объединившись в союзы сел – Ахты пара, Докуз пара, Рутульское общество, Цахуры вели самостоятельную политику и оказывали сопротивление хазарам.

2) Небольшое уточнение касательно конкретного места захвата «в районе бань». В «районе бань» имеются две бани – это бани выше и за с. Курукал, т.н. Ахтынские бани, которые расположены по левой стороне р. Ахты чай и вторые бани, называемые Жани (Жени) которые расположены ниже с. Курукал по правую сторону р. Ахты чай, в районе притока р. Мугулах чая.

Значит захватив стратегически важный «район у бань» а именно у Жани (Жени) можно объявить экономическую войну Ахты пара, лишая контактов с Докуз пара – это 9 сел, расположенных в долине Мугулах чая, а также перекрываешь все выходы в Азербайджан через перевалы, расположенные по правой стороне р. Ахты чай – Мугулах чай через с. Ихир, Маза чай через с. Маза, Фий чай через с. Фий, Гдым чай через с. Гдым. Этими маршрутами, а также по маршруту через Ахты – Хнов (дорога в Хнов проходит через с. Курукал) – Борч пользовались Рутулы и Цахуры.

3) предводитель с. Ахты Исхак полагаю в это время еще был христианином, что позволило ему призвать на помощь единоверцев эмиров тарса (тарса по-персидски – христиане) в борьбе с хазарами, которые как сообщают исповедовали иудаизм. Полагаю, также, захват района у бань Жани (Жени) хазаром Самсамом, также позволило Исхаку, призвать на помощь Рутулов и Цахуров из экономических соображений. Т.е. он им тоже перекрыл проход в Азербайджан через перевалы.

3) Также данная информация исключает возможность допущения, что Шах Касим совместный ребенок предводителя Ахтов Исхака-Дарвишаи с сестрой Абу Муслима, Умм ал-Муминат. Т.к., данные события происходили до вхождения арабов в Дагестан.

Исходя из изложенного можно предположить:

События арабского периода (725 – 729 г. г. н. э.)

1. Мечеть, построенная Абу Муслимом имела плоскую земляную крышу характерную  дагестанской архитектуре;

 

2. Хотя ни в одном источнике не указано, что Абу Муслим построил у мечети и минарет  для азана, учитывая важность сторожевой башни для крепости, можно предположить, что все-таки на картине русского художника изображены остатки сторожевой башни построенной ранее мечети;

 

3. Амри Рзаевич Шихсаидов в своей монографии дает обширный список авторов, которые начиная со средневековья заявляли, что сестра Абу Муслима – Умм ал-Муминат похоронена в Ахтынской Джума мечети, и что Шах Касим погиб при столкновениях с Сасамом, но нигде не указывалось где именно на территории Ахтынской Джума мечети похоронена Умм ал-Муминат, также не указывалось где похоронен Исхак – Дарвишаи или его сын Шах Касим;

 

4.В 2014 г. в ходе ремонтных работ, (которые продолжаются и по сегодняшний день), мною обнаружен в углу под полом мечети, зиярат (см. отчет об обследовании от 21.04.2014 г. озаглавленный «Об одном предположении относительно конкретного места захоронения сестры Абу Муслима (Масламы), Умм ал-муминат в Ахтынской мечети», где имеются не одна, а две ниши (первая ниша заполнена землей и костяки не просматриваются), во второй видны и кости, предположительно полагаю Умм ал-Муминат, при этом расположение ниш не соответствует мусульманской традиции восток – запад (кьибле), ниши расположены север – юг.

 

Данные обстоятельства – нахождение костяков в нише представляют возможность предположения, что костяки подверглись перезахоронению. Ниже представлю фотографию нищи с костяками от 2014 г.

 

2. Ниша с костяками под полом Ахтынской Джума мечети 2014 г.

 

Как видите, когда видны кости в нище под полом мечети, сомневаться, что это могила не приходится. Относительно зиярата, он расположен в севере - восточном углу мечети простираясь по северной стене обрашенной к селению Ахты (северная стена мечети). Зиярат приблизительно 6 м длины, 3 м ширины и до 2 м высотой в 2014 г. Вход в зиярат при обследовании в 2014 г. был оборудован в севере - восточном углу мечети как в погреб, т.е. в полу первого этажа мечети вырезан участок деревянного пола, который держится на петлях, приподняв который по лестнице можно спуститься в зиярат.  Также в зиярате обнаружена арка, которая была заложена, из чего следует, что в зиярат изначально имел отдельный вход с наружи мечети (с северной стороны мечети), но с наружной стороны мечети арка не наблюдается. Ниже представляю схему места расположения зиярата в мечети и фотографию арки (от 2014 г.) в первичной стене мечети, которая позже была заложена.

3. Схема расположения зиярата под полом с нишами и арки в первичных стенах Ахтынской Джума мечети.

 

4. 2014 г. Арка в первичной стене мечети, которая позже была заложена.

Данный факт позволяет предположить, что опорные стены мечети двухслойные, то есть первичные старые опорные стены мечети из–за ветхого состояния были укреплены с наружи новыми вторичными стенами. Замер северной стены с наружи 12.07.20 г. показал, что его длина составляет 23 м, замер с внутренней стороны мечети этой же стены показал 21,2 м., а замер от северной стены до южной стены внутри мечети также показал 21,2 м. Значит общая толщина стен мечети составляет 23 – 21,2 = 1,8 м, или приблизительно 0,9 м толщина каждого слоя стен.

 

Учитывая факт, что известный мастер строитель Ша‘бан Ялакский (1815 – 1816 гг.) работал в Ахтынской мечети (о чем более подробно ниже) можно предположить, что укрепление вторичными стенами на известковом растворе мечети его работа.

Данное предположение подтверждается двумя фактами:

 

Первое – из зиярата под полом, а также под потолком на втором этаже – южная, восточная, северная стены (ремонт и в 2020г. продолжается, фото ниже) видно, что связующим раствором первичной каменной кладки стен является глина, а с наружной стороны мечети связующим раствором вторичной каменной кладки стен является известковый раствор;

5. Первичные каменные стены на связующем глиняном растворе, второй этаж Ахтынской Джума мечети 2020 г.

 

 

Второе – внутри мечети хранится строительный камень, представляю фотографию.

5. Строительный камень хранящийся в Ахтынской Джума мечети.

На запрос, что написано на данном камне на арабском, от д.и.н. З. Ш. Закарияева был  получен следующий ответ.

 

«На плиту приблизительно 60х80 см нанесена рельефная каллиграфическая арабская надпись из 5 строк основного текста. Предварительное изучение показало, что это строительный текст, начинающийся с традиционных вступительных религиозных формул и содержащий запись о ремонтных работах, вероятно, в Ахтынской мечети. Текст датирован 1231 г. хиджры, причем дата приводится как цифрами, так и прописью (1231 г. по хиджре начался 2 декабря 1815 г. и завершился 19 декабря 1816 г.). В тексте упоминается имя профессионального мастера-строителя, под руководством которого и были осуществлены ремонтные работы - "Ша‘бан, сын Расула ал-Йалаки (т.е. "из Ялака"). Ялак - высокогорное лезгинское селение ныне Ахтынского района, расположенное в 18 км к северо-западу от Ахты. Судя по всему, Ша‘бан Ялакский был профессионально востребованным мастером высокого уровня, ибо его приглашали для выполнения различных строительных работ в разные селения Южного Дагестана. Дело в том, что имя этого мастера ранее уже было зафиксировано мною в других арабоязычных строительных текстах первой четверти XIX в. В частности, в крупном рутульском селении Шиназ ныне Рутульского района РД имеется надпись о строительстве Ша‘баном, сыном Расула из Ялака (ал-Йалаки) стены дома в 1225 г. хиджры (1810-1811 г.). Спустя 10 лет, в 1236 г. хиджры (1820-1821 г.) Ша‘бан, сын Расула из Ялака (ал-Йалаки) отремонтировал мечеть в лезгинском селении Ашар (ныне в Курахском районе), о чем свидетельствует арабская надпись в стене ашарской мечети. Таким образом, сохранившиеся арабские надписи позволяют проследить профессиональную деятельность ялакского мастера-строителя, начавшуюся более двух веков тому назад». З. Закарияев.

 

Данный вышеуказанный камень является первым «документом», что в 1815 – 1816 гг. в Ахтынской Джума мечети проводились ремонтные работы, соответственно считаю его место с наружной стороны на стене мечети, рядом с другим камнем, где согласно перевода А. Р. Шихсаидова, указано:

 

 

«(Коран IX. 18). Сельская община Ахти области Самур реставрировала эту соборную мечеть, [стоящую] на месте старой мечети, которую построил доблестный правитель Абдаррахман, названный Абу Муслимом ад-Димашки, завоеватель области Дагистан. [Сделали это] в 1316 г. хиджры, или в 1899 году по христианской эре, ввиду того, что она по происшествии веков пришла в ветхость».

 

5. Строительный камень вмонтированный в северную стену Ахтынской Джума мечети.

Из чего следует, что ремонты мечети согласно указанных «документов» осуществлялось не только 1815 г., но и в 1899 г.

А если учесть некоторую нижеуказанную общеизвестную информацию касательно деятельности Масламы (Абу Муслима) в южном Дагестане:

Арабский период

- Маслама ибн Абдул-Малик (родился 685 г. н. э., умер 28.12.738 г. н. э., место смерти Сирия) – был сыном халифа Абдул-Малика ибн Марвана - арабский полководец первой половины VIII века. Однако его мать была умм валад (рабыней), вследствие чего он не имел законных прав наследовать власть. Также известно, что у него была сестра Умм ал – Муминат, и что он являлся братом по отцу халифам Валид б. Абдул-Малику, и Хишам б. Абдул – Малаику.

- в 725 г. н. э. Маслама получает назначение наместником Армении и Азербайджана, и приступил к исполнению обязанностей походом против Лакза и Дагестана.

В 725 – 729 г. н.э. военные походы против хазар проходили с переменным успехом, и халиф Хишам сочтя действия недостаточными в 729 г. н. э. сместил Масламу с должности военачальника и на должность был восстановлен ал-Джарах б. Абдаллах ал-Хаками.

8 декабря 730 г. н. э. хазарские войска в сражении длившейся три дня наголову разбили арабские войска, а сам Джарах погиб. Т.е. арабы потеряли не только войска, но и ранее захваченные у хазар и земли.

17.12.730 – 14.01.731 г. н. э. в Закавказье вернулся смещенный Маслама, который разбил хазар под Варсанам и двинулся на Хайран – район между Курой и Ширваном. Правитель княжества поднял население на сопротивление – однако защитники были разбиты. Маслама прибег к тактике устрашения: всех активных защитников казнили, все укрепления снесли, а земли правителя стали поместьем Масламы. Репрессии имели успех: правители окрестных княжеств отказались от идеи вооруженного сопротивления и поспешили заключать мир ценой уплаты дани; так замирились княжества Ширван и Маскат в низовьях Самура. Из Маската были разосланы конные разъезды в сопредельные княжества, вверх по Самуру, а также в Лакз, Табаристан и Филиан – все они вернулись с договорами о мире и материальными символами изъязвления покорности. После этого армия арабов выступила к Дербенту.

-731г. н. э. году арабское войско под командованием  Масламы, выбило хазар со всех захваченных позиций, и бои переместились на территорию каганата. Война продолжилась в 732/733 году, хазарский каган был ранен в сражении поблизости от Дербента. Контроль над стратегической крепостью окончательно перешёл к арабам.

Т.е. основной трудностью при осаде города Дербент являлась овладение цитаделью, расположенной на горе, к тому же снабжавшейся водой по отдельному замаскированному водопроводу. Узнав о местонахождении источника, Маслама приказал зарезать несколько быков и слить их кровь в источник. Попавшая в цистерны вода быстро загнила, обороняться стало невозможно – и одной из ночей хазары оставили цитадель. Таким образом Маслама захватил Дербент и там обосновался, более того Маслама переселил порядка 24 тыс. сирийских арабов в Дербент распределив их в 4 районах (магалах). Т. е. Дербент стал центром не только военной силы, но и исламизации региона – именно отсюда позже и началось распространение религии на Северный Кавказ, то можно предположить, что Ахтынская Джума мечеть был построен, как и его сестра была выдана замуж ранее 731 – 32 гг., возможно в 725 – 726 годах.

Также можно предположить, что со времени строительства мечети в VIII веке и до 1815 г. мечеть подвергался неоднократным ремонтным работам, (за тысячу лет) про которые не располагаем информацией.

В первых числах марта 732 г. н. э. Масламу на посту военачальника Армении и Азербайджана сменил Марван б. Мухаммад б. Марван.

Маслама в представлении местного населения вскоре стал чем-то вроде святого покровителя города Дербента, а еще позже в Дагестане Маслама превратился в совершенно легендарную фигуру – Абу Муслима - в святого суфийского шейха, наставника распространения ислама, который еще и строил мечети (хотя известно, что Абу Муслим, сыгравший выдающийся роль в свержении династии Омеядов и приходе к власти Аббасидов в 750 г., в Дагестане не был). Когда произошла эта «подмена» историкам точно неизвестно, но Дагестанская версия «История Абу Муслима» дает им некоторые основания отнести это интересное явление примерно к Х веку н. э., соответственно некоторые историки особенно когда вопрос касается определения возраста древних мечетей в Дагестане, «устанавливают» счет от Х века.

Хотя как полагаю Маслама как полководец пользовался всеми основными способами ведения боевых действий – «огнем, мечом и налогами», а также и такими способами как обман, подкуп и мн. другими способами ведения боевых действий, которые практиковались арабами в т.ч. и позже при захвате территорий вверх по течению рек Самура и Ахты чая. Т.е. хочу сказать, войны во все времена преследовали одну цель – грабеж, также хочу сказать, ни один полководец не совершал ни одного похода, если был не уверен, что затраты на поход не будут перекрыты добычей, и тут арабы не исключение (полагаю Маслама в 729 г. по этой причине и был смещен халифом Хишамом. 4 года затрат в борьбе с хазарами, при отсутствии существенной добычи). Более подробно способы, практиковавшиеся арабами, при захвате южного Дагестана и др. территорий рассмотрено в монографии А. Р. Шихсаидов «Махмуд из Хиналуга» События в Дагестане и Ширване XIVXV вв.

Если, предположить, как утверждают источники, следующий расклад действий Масламы по годам касательно захвата территорий арабами в Дагестане.

- 725 - 729 г. н. э. 4 года боевых действий арабов во главе с Масламой против хазар и местного населения;

-729 г. н. э. халиф посчитал не эффективными действия Масламы и он смещен и на его место назначается Джарах;

-8.12.730 г. н. э. хазары наголову разбивают арабские войска, а Джарах назначенный на место Масламы погиб;

-731 г. н.. э. Маслама восстановлен в должности, разбил хазарские войска, захватил Дербент, выбил хазар со всех захваченных позиций, и бои переместил на территории каганата; (731/732 гг.) 1 год боевых действий.

-732 г. н. э. Маслама вновь смещен с должности, уехал в Сирию и в 738 г. н. э. там умер.

Элементарный логический расклад позволяет допустить, что скорее всего после обращения к арабскому полководцу Масламе, Дарвишаи – предводитель селения Ахты за помощью в борьбе против хазар из селения Микрах, во главе с Самсамом, конечно  получил поддержку, а закрепил договоренность выдачей сестры замуж, и вполне возможно события доставка сестры Масламы Умм ал - Муминат из Азербайджана в Ахты осуществлялось в сопровождении арабских войск и войск сопровождения Дарвишаи, через горные перевалы, и как полагаю через перевал в районе ныне заброшенного селения Ихир (Игъир), откуда быстро можно было попасть в Габала или Шеки (ныне Огузский район Азербайджана) которыми пользовались с гораздо более ранних времен, в то время как  селение Микрах можно посчитать находится по пути в селение Ахты, а там были Хазары во главе с Самсамом, как и во всей низменной части Дагестана включая и Дербент.

Т.е. можно предположить, что мимо хазар из Микраха по долине реки Самур, через Дербент и далее по низменной части по долине р. Самур, Дарвишаи в Азербайджан, где наместником был Маслама не проходил, как потом он не возвращался мимо хазар в сопровождении и такого «лакомого кусочка» как сестра военачальника арабов Масламы. В подтверждение данного предположения, что маршрут пролегал через горные перевалы, приведу две выдержки - из «Махмуд из Хиналуга» и «Та´рих Мискинджа»:

«Махмуд из Хиналуга», стр. 135. Значение перевалов в истории торгово-экономических, культурных и политических связей Дагестана и Азербайджана огромно. Хроника Махмуда из Хиналуга показывает, какое огромное значение придавал в конце XIV в. ширваншах обеспечению безопасности передвижения через перевалы. Количество этих перевалов сравнительно большое, их значение плохо изучено. Так, например, в селении Шиназ нами было записано три основных перевала, по которым рутулы попадают в Северный Азербайджан:

1. Шиназ – Рутул – Цайлахан – Борч – Салаватский перевал – Гюкюк – Нуха. Зимой этот путь труден и опасен и потому маршрут менялся: Шиназ – Рутул – Ахты – Хнов – Салаватский перевал – Нуха.

2. Шиназ – Амсар – Лучек –Кина – Гельмец – Курдул – Билакадинский перевал – Сарабаш – Кахи.

3. Шиназ – Амсар – Лучек – Микик – Мишлеш – Кальял – Диндинский перевал – Мухах – Закаталы (Рамазанов Х. Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964, с. 83).

«Та´рих искинджа» - единственный из дагестанских источников, где приводится особый маршрут движения войск Абу Муслима в Дагестане. Описание этого маршрута и последовательность походов Абу Муслима принципиально отличается от изложенного в Дербент-наме. Во – первых, проникновение войск Абу Муслима в Дагестан происходит не по Прикаспийской низменности, с выходом к городу Дербенту, а через перевалы Главного Кавказского хребта, расположенные между вершинами-четырехтысячниками Шалбуздаг и Шахдаг. Направление этого движения выражено очень четко: «в сторону Мискинджи и ее [прилегающих] областей».

Хочу высказать и свое мнение, по поводу вышеизложенного.  Амри Рзаевич указывая огромное значение перевалов как рутулы попадали в Азербайджан приводит пример на одном селении – Шиназ, который расположен на левой стороне р. Самур в долине притока Самура – Шиназчая, но кроме шиназцев этими и другими аналогичными маршрутами пользовались все рутулы и цахуры.

Ведь существовали (до распада СССР, сейчас там проходит государственная граница между РФ и АР) большое количество перевалов и через Ахтынский и ныне Докузпаринский районы. Т.е. хочу сказать на территории границ нынешнего Ахтынского района в средневековье существовал и Докуз пара – союз девяти сел которые были расположены в долине (Мугъул дере) Мугулах чая притока р. Ахты чай, который втекает в районе Ахтынских бань, где расположен отселок с. Ахты – Куркал (Къуру кал). Это села: Балуджа (КIурукIун); Ялджух (Ялцыгъ); Лгапиркент (Лгар); Храх; Филдзах (Филискъар); Ухул; Джиг-Джиг (Жигъ-Жигъ); Ихир (Игъир) и Джаба (Чепер).

В хронике Махмуд из Хиналуга сообщается о строительстве крепости ширваншахом в конце XIV именно на перевале у с. Ихир. (мне источник сообщал и мне известен холм где находилась кладбище проживавших в крепости у перевала. К большому сожалению так и не смог обследовать это кладбище XIV в.). Кроме того, мне известны перевалы по долинам притоков р. Ахты чай – Гдым чай, с. Гдым (Гутум); Фий чай, с. Фий; Маза чай с. Маза (Мацар).

В нынешнем Докузпаринском районе Усух чай, если спускаться от перевала расположены села: Куруш (Къуруш), Текипиркент, Каладжух, Микрах (Миграгъ), Кавалар, Каракюре, Усуг (Усугъ), и недалеко в сторону Ахтынского района Мискинджа (Мискискар).

Как мне представляется данные перевалы были известны местному населению не только во времена Кавказской Албании, но полагаю они были известны, когда эти территории Южного Дагестана и Северного Азербайджана были освоены земледельцами – скотоводами.

Анализ маршрута арабских войск приводимый З. Ш. Закарияевым из «Та´рих искинджа», что они воспользовались входом в Южный Дагестан через перевалы и вошли в Мискинджа становится понятным, если допустить следующее:

Что данное событие произошло в 725 – 726 г. н. э., т.к. в 725 г. н. э. Маслама получает назначение наместником Армении и Азербайджана, и приступил к исполнению обязанностей походом против Лакза и Дагестана, но в это время низменная часть, включая и Дербент находились в руках хазар и боевые действия нп этих территориях проходили с переменным успехом. Предгорные и горные районы южного Дагестана в это время – это вольные общества Ахты - пара, Докуз - пара, Рутульское общество ведя независимую политику оказывали вооруженное сопротивление хазарам и отстаивали свои территории от вхождения хазар.

Полагаю, по этой причине хазары смогли обосноваться только в одном селе – Микрахе в долине р. Усухчая, и указанные вольные общества сел рассматривали арабов союзниками в борьбе с хазарами. Значит единственная возможность вхождения арабских войск в «тыл» к хазарам это вхождение в Южный Дагестан и создание там опорных точек — это вхождение из северного Азербайджана в южный Дагестан через перевалы. Обратите внимание на тактику арабов в выше цитируемых предложениях:

Затем Абу Муслим построил мечеть в селении Кала Кура, куда назначил своего сына михтара Санджаба.

После построил мечеть в селении Ахти и поселил там свою сестру с его мужем Исхаком или Дарвишайи.

Потом он построил мечеть в Риджа и Мака и назначил в оба места Амир Хамзу, сына своего дяди по линии отца.

Полагаю, арабское войско во главе с его сыном направленные Масламой, обойдя с. Микрах (где хазары) захватывают ниже по долине р. Усухчай селение Кала Кура (Каракюре), где Амиром становится его сын Санджаб. Цель захвата – лишить хазаров из Микраха контактов с хазарами в низменной части Дагестана.

Далее строительство мечети. На мой взгляд мечети в этот период являлись идеальным инструментом по управлению и обложению налогами. Во-первых, по численности приходящих молится видно сколько человек стали мусульманами, во-вторых к тем, которые не стали мусульманами можно применить дополнительные налоги. Т.е. Маслама в с. Каракюре Амиром назначает своего сына, в Ахты выдает свою сестру, в селения Риджа и Мака Амиром назначает двоюродного брата, и везде строятся мечети, чтобы арабы достойно «кормились» и управляли местным населением.

Полагаю, наиболее вероятными для вхождения арабских войск до Мискинджа два маршрута – это через Курушский перевал спустится до Джаба и в Мискинджа, а второй маршрут – Ихирский перевал, далее спуститься до Джаба и в Мискинжда.

Полагаю, событие – выдача сестры Масламы Умм ал-Муминат за предводителя с. Ахты Дарвишаи могло произойти 726 г. н. э., как и начало строительства Ахтынской Джума мечети.

При этом также полагаю, что Масллама непосредственно не участвовал в сопровождении сестры в селение Ахты. Если предположить, что через год в 727 г. н. э. она умерла (причина не известна, возможно допустить всякого, и т.ч., и при родах), то также можно предположить, что к этому времени приурочена начало строительства Ахтынской Джума мечети. Не известно сколько лет прожила сестра Маслламы Умм ал-Муминат в т. ч. и в замужестве, но известен факт, что она похоронена в Ахтынской Джума мечети.

Учитывая и такие факты как, что Ахтынская Джума мечеть расположен рядом с древней Ахтынской крепостью, в котором проживал предводитель селения Ахты Дарвишаи, можно предположить, что место строительства мечети было выбрано тоже им, как и организация строительства мечети.

А учитывая место захоронения сестры Маслламы Умм ал-Муминат в Ахтынской Джума мечети, и что в месте захоронения был организован зиярат под полом мечети, и что в первичных стенах мечети имеется арка для входа в зиярат с наружи, позволяет предположить, что Умм ал-Муминат скончалась вскоре после начала строительства мечети, что подтверждается аркой в первичных стенах мечети. Т.е. ко времени смерти Умм ал-Муминат строительные работы находились на уровне фундаментных работ, что и позволило оборудование зиярата и арки в первичных стенах мечети с отдельным входом в зиярат под полом мечети. Значит можно предположить, начало строительства Ахтынской Джума мечети – конец 727 – начало 728 гг. н. э.

Учитывая то, что Маслама первый раз был смещен с должности наместника в 729 г. н. э., а второй раз 732 г. н. э. и обе раза уезжал в Сирию и там же 738 г. н. э. умер, можно предположить, что возможно кроме указания строительства мечети в селении Ахты и выдачи своей сестры замуж за предводителя селения Ахты, в других последующих событиях по борьбе с хазарами из Микраха, и в уничтожении Самсама, Маслама непосредственно участия не принимал.

Т.е. ни один средневековый источник не сообщает о посещении селения Ахты Масламой. Из чего можно предположить, что он не участвовал и в похоронах сестры. Хотя нельзя исключить и такой вариант событий – когда (до 729 г. н. э., когда был смещен первый раз) и его сестра умерла, Маслама будучи в Азербайджане наместником, дал поручение похоронить ее в мечети.

Из чего следует, сестра Масламы - Умм ал-Муминат похоронена в Ахтынской мечети, а ее муж Дарвишаи был жив, значит он точно участвовал в похоронах своей жены в мечети.

Он был жив и когда погиб его сын Шах Касим в борьбе с хазарским предводителем Микраха Самсамом захватившим район бань – третье нападение, после двух неудачных попыток захвата Ахтынской крепости.

Учитывая факт того, что Дарвишаи позже все-таки убил Самсама и заставил микрахцев принять ислам, значит вполне вероятно, можно допустить, что Дарвишаи в место где могила жены Умм ал-Муминат, осуществил перезахоронение и своего сына Шах Касима, что и явилось позже причиной наличия двух ниш в зиярате.

Полагаю, данное предположение как-то объясняет факт нахождения двух ниш, в то время как начиная со средневековых авторов (арабских, персидских, турецких) сообщалось только о том, что в Ахтынской Джума мечети похоронена только сестра Масламы.

Фактически в 2014г. подполом Ахтынской Джума мечети обнаружена не могила, а зиярат, две ниши с костяками и существовавший ранее отдельный вход в зиярат в виде арки, чтобы желающие могли войти помолиться за души усопших или обратиться к ним как к святым с какими-то просьбами.

 

Царский период

8. Картина русского художника от 22 июня 1850 г. с. Ахты.

Другая картина этого же русского художника от 22 июня 1850 г. на переднем плане которого видна царского периода Ахтынская крепость, еще полностью недостроенная, где за стенами не видны многие строения – казармы, церкви, склады, административные здания и т.д., на заднем плане на вершине холма называемой – «КIелез хев», виден Джума мечеть (и на этой картине) с плоской крышей, рядом крепостная сторожевая башня, выше мечети развалины средневековой Ахтынской мечети, также виден деревянный мост через реку Ахты-чай соединяющий северную и южную стороны селения.

 

Для сравнения с выше приведенной картиной, представляю фотографию макета крепости из Ахтынского краеведческого музея, где видны строения казарм, административных зданий, церковь, пороховой склад и т.д.

9. Макет Ахтынской крепости царского периода.

 

Ниже представлю фотографии по годам с небольшими комментариями.

10. с. Ахты 1900 г. Деревянный верхний мост.

с. Ахты. Деревянный мост 1900 г. данный мост называется верхним, т. к. на сегодняшний день ниже проложены еще два моста, а на месте этого деревянного проходит каменный арочный мост называемый мост Идриса – по имени мастера, который построил мост (длина 23 м, ширина 5 м, высота 11 м). Возможно данный деревянный мост через реку Ахты-чай соединяющий северную и южную стороны селения Ахты просматривается и на картине вышеприведенного русского художника.

11. с. Ахты 1905 г.

с. Ахты 1905 г. обратите внимание на купол и форму купола Джума мечети. Значит купол и обшивка мечети железом впервые произошли после вхождения Дагестана в состав царской России. Следовательно, здесь и далее при изменениях формы купола можно предположить, что и в мечети также проходили какие-то ремонтные работы.

12. с. Ахты 1914 г.

 

с. Ахты 1914 г. строительство уникального подвесного моста итальянцами – Джордж и Дебернарди. Сам мост состоит из двух плит которые удерживаются стальными канатами закрепленных на двух арках, таким образом обе плиты моста с имеющимся по середине зазором находятся в подвешенном состоянии, т.е. полагаю мост тогда строился по тогдашним самым передовым технологиям. Как видите купол мечети такой же, как и в 1905 г.

13. с. Ахты 1915 г.

с. Ахты 1915 г. Торжественное открытие подвесного моста. Видно местное население в черкесках и папахах, как солдат и офицеров царской армии, расквартированных в Ахтынской крепости, они-то торжественным маршем и проходят по мосту. А на верху фотографии виден купол Джума мечети немного в другом ракурсе. Сегодня этому мосту 105 лет.

 

Советский период

14. с. Ахты 1930 г.

 

с. Ахты 1930 годы. На переднем плане постамент и памятник В. И. Ленину, далее слева виден итальянский подвесной мост, по середине фотографии видно здание Джума мечети, но уже с другой формой купола. Учитывая то обстоятельство, что это советский период времени и велась активная борьба с религией, и то, что в советский период Джума мечеть был преобразован в Ахтынский краеведческий музей, значит можно предположить, что был осуществлен ремонт в мечети под музей, за одно поменяли купол, изменили и его форму, т.е. в т.ч. поменяли и царское железо на советское. Возможно в это время на втором этаже музея с видом на северную сторону селения в здании соборной мечети и появился балкон, с входом на балкон из окна второго этажа.

15. с. Ахты 1940 г.

 

с. Ахты 1940 г. как видите с мечетью никаких видимых изменений не произошло.

16. с. Ахты 1950 г.

 

с. Ахты 1950 г., как видите с мечетью никаких видимых изменений не произошло, на постаменте другой памятник В. И. Ленину.

Постсоветский период

17. с. Ахты 2000 г. г.

с. Ахты первая половина 2000 – ых годов. На данной фотографии видим не Ахтынский краеведческий музей, в здании Джума мечети, а Ахтынскую Джума мечеть. Форма купола изменилась, на верху купола луна со звездой, пристройка с восточной стороны мечети, значит в советский период будучи зданием музея также были осуществлены ремонтные работы.

Также видим за мечетью проложенную на вершину холма «КIелез хев» лестницу и недостроенную площадку. А истории таковы.

В 1993 г. мой брат Алимов Мурад Алимович, будучи главой Ахтынского района принимает решение вернуть зданию статус Джума мечети, а т.к. там размещался Ахтынский краеведческий музей осуществил многоходовку.  На территории районной больницы открыл новую поликлинику, в освободившийся здание старой поликлиники переселил районную администрацию (сам занял бывший рентген кабинет), освободившееся здание районной администрации передал музею, и с этого времени в Ахтах вновь стал функционировать Джума мечеть.

А история лестницы и площадки таковы. У лезгинского народа имеется национальный герой, защитник народа, совершивший много подвигов, зовут его Шарвили и он Ахтынец. Про его подвиги в стихотворной форме народом сложен целый эпос. Так вот как знаю, в первой половине 2000 годов определенные представители нашего народа решили воздвигнуть памятник Шарвили и проводить ежегодно праздник в честь национального героя. Местом размещения памятника и выбрали вершину холма «КIелез хев», заказали памятник известному российскому скульптору Ш. Шахмарданову. Проложили лестницу, от Джума мечети до вершины холма, подготовили площадку для памятника, а далее начинается печальное.

 

Скульптор сперва изготовил уменьшенную модель, привез на показ и согласование с заказчиками. Представляю ниже фотографию привезенной модели из Ахтынского краеведческого музея.

18. Модель памятника Шарвили.

На основе данной модели, как полагаю с учетом замечаний заказал заводу бронзовую отливку памятника, и после исполнения заказа заводом, передал счет к оплате заказчикам памятника. Вот тут, после исполнения заказа выясняется, что заказчики неплатежеспособны, или выражаясь на жаргоне 90 – х заказчики «кинули» скульптора. Итого известный скульптор оказался в трудном положении – завод требует денег, а заказчики оказались пустозвонами. Выручили скульптора администрация Махачкалы, они просто перекупили памятник Шарвили и установили его как памятник «Славным защитникам отечества» в Махачкале. Вот такая история с памятником Шарвили, ну а на «КIелез хев» достроили смотровую площадку в форме ротонды.

Я эту историю знаю так, всевышний знает лучше меня.

 

Ниже представляю фотографию скульптуры в Махачкале, для сравнения с моделью, который хранится в Ахтынском краеведческом музее.

19. Памятник «Славным защитникам отечества» в Махачкале.

20. с. Ахты 2014 г.

 

Вот так выглядит купол Ахтынской Джума мечети, когда мною было совершено обследование в 2014 г., которое завершилось отчетом, озаглавленным «Об одном предположении относительно конкретного места захоронения сестры Абу Муслима (Масламы), Умм ал – муминат а Ахтынской мечети» в 2014 г., и как известно внутри мечети пока ремонтные работы не завершены.

Собственно, причиной повторного обследования зиярата в Джума мечети после обследования в 2014 г. послужили два обстоятельства: первое – дальнейший анализ по уточнению возникших у меня вопросов по хронологии после первого обследования, а тем самым «спусковым крючком» явилась, присланная д.и.н. З. Ш. Закарияевым мне вышеуказанная научная статья «Арабоязычное сочинение Та´рих Мискинджа как источник по истории раннего этапа исламизации Дагестана». После чего я ему выслал свой план повторного обследования, который представляю ниже, как и основное его возражение, которое выражалось следующей мыслью – а не будут ли местное мусульманское общество и имам мечети против того, что с костей будет извлечено часть материала (это порядка 2 миллиграммов)? Собственно, и этот вопрос планировал обсудить с имамом мечети.

PS

Замир! Чтобы разговаривать при обсуждении на одном языке предлагаю ознакомиться с вышеизложенным материалом, из которого и следует, что многие средневековые авторы, а также покойный Амри Рзаевич заявляли, что:

- Ахтынская джума мечеть была построена Масламой;

- Что он выдал свою сестру за предводителя Ахтов Исхака - Дарвишаи;

- Что она похоронена в Ахтынской мечети, но при этом оставалось не известной где именно.

В 2014 г при обследовании мечети в ходе ремонтных работ, я обнаруживаю там не одну, а две могилы, и учитывая вышеизложенную информацию тогда предположил, что вторая могила Исхака. С того времени иногда размышлял про доказательства…

В идеале полагаю для доказательства нужна помощь трех специалистов.

- Археолога, который извлечет костяки вместе с землей (у них есть такой способ, подкапывают и подкладывают доски, потом доски забивают гвоздями, получается такой ящик-гроб который можно даже транспортировать). Но в данном случае не извлекая на поверхность переставить на пол зиярата, расчистить костяки от верхнего слоя земли кисточками и на предмет наличия артефактов. Кстати могилы расположены не по мусульманским традициям восток- запад, а север- юг.

- Антрополог или другими словами специалист из судебно - медицинской экспертизы МВД РД, чтобы по тазовым костям установили где женщина и где мужчина, а также в каком возрасте они скончались.

- Генетик или другими словами договориться с Раджабовым Магомедом Османовичем на предмет установления национальности Исхака, лезгин он или еврей (помню от Амри Рзаевича, что этот вопрос оставался открытым) и сестры Масламы. Сегодня генетикам известен геном неандертальцев, которые проживали 40 тыс. лет назад, а тут всего ничего 8 – 20 века. Кстати земля там сухая соответственно извлечения нескольких миллиграммов материала из костей проблем не составляет, как и различение лезгина от еврея и арабка ли сестра Масламы.

- После чего вернуть костяки на те же места где они лежали, или другими словами археолог, как и положено археологу закрывает раскоп.

Как видишь, все три специалиста проживают в Махачкале и располагая заключениями от этих трех специалистов можно окончательно прояснить очень много исторических вопросов.

Даю ссылку на Раджабова М. О., наш общий знакомый Хаджимурад Магаев – ННТ (который брал интервью у меня, у тебя), брал интервью и у него. Передача называется «ДНК исследование дагестанцев», адрес https://www.youtube.com/watch?v=ddhNdhkWt7k Скопировав этот адрес, далее поиск  можно просмотреть передачу.

 

Еще на один момент, обрати внимание, на картинах 1850 года, мечеть без купола с плоской крышей, но с минаретом ли для азана? Значит можно предположить, что мечеть начиная со времен Масламы по 1850 годы, возможно чуть и позже был без купола из листового железа. Наверное, первый купол знакомый нам с детства появился на мечети в царский период времени надо осуществить сверку с записями на камнях мечети, вполне вероятно, что более поздняя дата, указанная там (1899 г) связана с появлением у мечети купола из железа в царский период, а при ремонте (1815 г) Шахбаном сыном Расула из Ялака крыша оставалась плоской а вход в зиярат с могилами сестры Масламы и Исхака и отдельным входом с наружи мечети сохранялся (был закрыт при облицовке вторым слоем стен в 1815 г), доказательства строительный камень вмонтированный в мечеть, строительный камень хранящийся в мечети и картины русского художника «Ахты 3 июня 1850г.» и «Ахты 25 июня 1850 г.».

Как тебе такой план?

Итак, какие изменения в зиярате были выявлены при повторном обследовании 12.07.2020 г., обследование проводил совместно с Ю. К. Саркаровым.

21. Вид зиярата Джума мечети с. Ахты 2020 г.

 

Стену зиярата укрепили двумя бетонными столбами. Первый столб проходит в северо-восточном углу, а второй столб в районе арки северной стены мечети. Кроме того, расчистили (углубили) пол зиярата приблизительно на 0,8 м по сравнению чем было при 2014 году. Самое печальное выразилось в том, что нищи оказались пустыми и вычищенными. Ниже представляю фотографии стены с нишами и отдельно каждой ниши. Замеры ниш показали, что они имеют 0,6 м в глубину и по 0,4 м ширины и высоты.

22. Вид ниш в зиярате Джума мечети с. Ахты 2020 г.

23. Вид ниши №1 в зиярате Джума мечети с. Ахты 2020 г.

24. Вид ниши №2 в зиярате Джума мечети с. Ахты 2020 г.

Такого безответственного отношения к костям, которые хранились в мечети, про которые писали средневековые арабские, персидские, турецкие, дагестанские авторы, как полагаю в течении порядка 1200 лет со стороны имама мечети и нынешних горе ремонтников мечети не предполагал. Данный в голове не укладывающийся факт противоречит даже сложившейся неписанной традиции ахтынцев – если, копая случайно вскрыл могилу или нашел человеческие кости, то кости собирают, заворачивают в белую ткань (кафан) и перезахоранивают.

После обследования и фиксации отсутствия костей (теперь точно известно, что это не могилы а ниши куда были перезахоронены костяки) хотел позвонить имаму мечети и спросить у него куда делись кости? Но Юсифь отговорил меня и сам переговорил при мне, выяснилось, что имам не в курсе! И я уехал, в расстроенных чувствах.

Но рассматривая фотографии пустых ниш в увеличенном размере уже дома, вроде показалось, что возможно какие-то мелкие обломки там остались. Значит предстоит третий выход в зиярат с просеиванием земли из ниш и на полу под нишами через сито, и просить всевышнего, чтобы что показалось оказалось фактом достойным генетиков. Или другими словами, если найду обломки костей, и если они удовлетворят генетиков, постараюсь передать на исследования, и «выжать» максимум информации, как – то цвет глаз, кожи, волос, вышеуказанные вопросы и др., а если нет, то придется надеяться на новые находки и исследования историков…, чтобы лучше представить и знать историю нашего народа.

05. 08. 2020г. опять поехал в Ахты (третий раз) на обследование зиярата в Джума мечети, прихватив с собой сито (размер ячеек 0,5 мм), совок, кисть, электронные весы на 50 гр. (чувствит. 0.1 гр.) и металлоискатель Sphinx, чтобы за одно выяснить имеются ли в нишах какие-нибудь артефакты изготовленные и металла. Сразу сообщаю никаких металлических изделий обнаружено не было. А вот то что мне показалось на фотографии обломком кости оказалось трухой древесины обсыпанной пылью, но в ходе просеивания земли из ниш через сито выловил в каждой нище по обломку кости. При этом если стать лицом к нишам в левой или второй нише нашел обломок трубчатой кости – или компактной костной ткани обволакиваемой надкостницей весом 2,3 гр., (обозначен образец №2) а в правой или первой нише обломок кости в основном состоящей из губчатого вещества весом 5,7 гр., (обозначен образец №1).

 

Ниже представляю фотографии найденных обломков костей и попробую выяснить, что скажут генетики.

25. Найденный обломок кости из ниши №1 в зиярате Джума мечети с. Ахты 2020 г.

Размеры – наибольшая ширина 4,5 см, толщина между срезами -1,5 см.

Ниже представляю gif в 3D формате на котором видно, что данный обломок кости весьма похожий на нижнюю часть плечевой кости, (район шарнирного сустава, соединяющегося с локтевой и лучевой костями) разрублен ударами, возможно сабельными (толщина обломка между срезами 1,5 см). Если предположить, что данный обломок кости принадлежит Шах Касиму, (сыну предводителя Ахты Исхаку - Дарвишаи), который погиб в борьбе с хазарами, в районе бань, то можно допустить, что он погиб при отрубленной руке от потери крови (если по нему еще не были нанесены рубящие и колющие удары по другим частям тела). Учитывая наибольшую ширину обломка кости шарнирного сустава в 4,5 см, можно предположить, что он погиб в юношеском возрасте (у взрослых мужчин данная кость имеет больший размер).

 

Если допустить, что данный обломок шарнирного сустава, найденный в нише № 1 принадлежит Шах Касиму, то можно предположить, что обломок трубчатой кости, найденной в нише № 2 принадлежит Умм ал – Муминат.

26. Gif в 3D формате найденного обломка кости из ниши №1 в зиярате Джума мечети с. Ахты 2020 г.

27. Найденный обломок кости из ниши №2 в зиярате Джума мечети с. Ахты 2020 г.

Обломок трубчатой кости – или компактной костной ткани обволакиваемой надкостницей весом 2,3 гр., отношение которого к какой части тела не удалось установить.

 

Ниже представляю gif в 3D формате чтобы смогли рассмотреть обломок со всех сторон.

28. Gif в 3D формате найденного обломка кости из ниши №2 в зиярате Джума мечети с. Ахты 2020 г.

24.08.2020 г. в Махачкале в Институте экологической медицины встретился с генетиком Рабадановым Магомедом Омаровичем, на предмет проведения генетических исследований, общались подробно и долго, но итог разочарование.

Первое и основное, он может проводит и проводит анализы только по слюне и крови, а анализы по костям на специальном оборудовании проводятся только в Новосибирском институте цитологии, где у него имеются знакомые и обещал оказать содействие, при этом остается вопрос, возьмутся ли они за проведение анализов не известным;

Второе, я, не имея опыта и знаний по отбору образцов костей на генетические исследования брал их в руки, когда заворачивал их в краткие бумажные паспорта, которых далее заворачивал в тканевые салфетки, которые укладывал в полиэтиленовый контейнер. Итого образцы «испачканы» мною моими генами. Т.е. я пользовался не специальными и генетически стерильными приспособлениями. И еще если учесть, что кости подвергались перезахоронению, значит вполне вероятно также «пачкались» и в отличие от меня «вычислить» их хотя – бы выловить современных их родственников чтобы отсеять их превращается в большую исследовательскую работу, и это при сегодняшнем уровне, когда по лезгинам очень скудная база данных. Короче максимум информации, которую можно «выжать» из этих двух обломков костей – это установит пол.

Учитывая историческую и научную ценность найденных мною и хранящихся пока у меня двух обломков костей, где лежали костяки в двух нишах и исходя из вышеизложенного, (которое также считаю своеобразным «паспортом» этим двум обломкам костей, что они извлечены именно с указанных мест, о чем писали веками многие авторы), считаю целесообразным найти обломкам костей более надежное место, чем Ахтынская Джума мечеть для передачи, сохранения и изучения в будущем в более лучшие времена.

Заключение:

Итак, в ходе проведенного повторного обследования Ахтынской Джума мечети, зиярата в мечети, а также осуществленного анализа, получившуюся информацию можно подразделить на две части – первые это вновь выявленные факты, и вторые это предположения, которые требуют дополнительной уточняющей информации, чтобы выяснить правда это или ложь.

Все факты и предположения описаны выше, соответственно считаю необходимости перечислять их еще раз не имеет смысла.

В ходе анализа за основу взят не выдуманный Абу Муслим, а конкретная личность – Маслама ибн Абдул – Малик военный наместник Армении и Азербайджана, который приступил к исполнению своих обязанностей с похода в 725 г. против Лакза, Дагестана и хазар на Кавказе по 729 г. н. э., а также учитывались его действие в 731 – 732 гг. н. э., пока он не был повторно смешен с этой должности.

Именно привязка к деятельности Масламы в указанные годы, полагаю позволяет выстроит относительно четкую и осмысленную хронологическую цепочку действий арабов, ответить и на такой вопрос: почему арабы оказались в предгорной и горной части южного Дагестана раньше, чем в низменной части Дагестана, в т. ч. и в Дербенте, как и на такой вопрос, почему мечети, построенные в южном Дагестане по возрасту гораздо старше, чем построенные в других местах на территории Дагестана?

Учитывая факт, что средневековые авторы редко писали в каком году произошли описываемое им событие, а следующие переписчики компоновали в своих сборниках как им заблагорассудится, (зачастую вполне продумано добавляя вставки в угоду определенным политическим деятелям или в угоду определенной идеологической концепции) т. е. даже когда событие, произошедшее позже в определенных текстах, оказывается впереди, чем событие, произошедшее раньше, данные обстоятельства создают определенные проблемы в таком аспекте как датировка.

 

Понимаю, излагаемая версия в определенных вопросах особенно касательно датировки дат отличается от общепринятой, и я не претендую на то, что все изложенное истина. Надеюсь изложенная информация будет учтена и дополнена теми, которых волнует вопрос истории нашего народа.

 

 

 

© 2010 Фонд лезгины.
За достоверность публикуемой пользователями информации администрация Фонда ответственности не несет.
При копировании материалов ссылка на lezghins.com обязательна.

Разработка сайтов в Махачкале